Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, которая складывается и развивается на отдельно взятом рынке и отличается значениями величин спроса и предложения, уровня цен и объемов продаж, уровней деловой активности, размеров заработной платы, движением валютного курса и процентных ставок, объемов производства и потребления.
Теоретические аспекты категории «конъюнктура рынка»
В настоящее время большое значение уделяется такой характеристике рынка, как ее конъюнктура. Этим понятием обозначают всю совокупность признаков и свойств рынка, которые проявляются в отдельно взятом периоде времени.
В зависимости от конъюнктуры рынка находятся такие экономические категории, как капитализация (ценность) компаний, уровень конкурентоспособности их продукции, наличие или отсутствие возможности купли-продажи продукции с точки зрения экономической целесообразности, выбор потенциальных и фактических экономических контрагентов, определение благоприятных условий (момента, формы, метода) выхода на рынок и др.
Рыночная конъюнктура, прежде всего, изменяется вслед за изменением характера и уровня развития экономики (экономической системы). Также стоит упомянуть о действии таких факторов, как уровень цен на товары, денежные доходы потребителей, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность, сезонный характер производства и потребления ряда товаров и др.
Для большей определенности факторы рыночной конъюнктуры принято классифицировать по ряду признаков. Так, по периодичности воздействия выделяют постоянные и временные факторы, а по степени влияния на развитие рынка – стимулирующие и сдерживающие.
Изучение конъюнктуры рынка происходит, как правило, в результате определения количественной оценки изменений, которые происходят на рынке. Это осуществляется благодаря расчету ряда показателей, которые позволяют экономистам установить тенденции и тренды развития народного хозяйства. В настоящее время принята следующая группировка большей части подобных показателей:
- ценовые показатели – динамика оптовых, экспортных цен, цен на сырьё и энергоносители, воздействие на уровень цен инфляции и монополий, изменение курса валют, государственное регулирование ценообразования и т. д.;
- торговые показатели – перечень стран экспортёров и импортеров, формы и методы торговли (в том числе, международной) и послепродажного обслуживания и т.д.;
- показатели динамики и структуры спроса и предложения, ёмкости рынка, динамики оптовой и розничной торговли, ассортимента товаров, движения товарных запасов, размеров продаж в кредит, индексов стоимости жизни, влияния на уровень потребления достижений научно-технического прогресса и т.д.;
- показатели динамики производства, его издержек, капитальных вложений, загрузки производственных мощностей, численности занятых, движения портфеля заказов, количественной оценки влияния заработной платы и забастовок на объем продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что конъюнктура рынка представляет собой совокупность данных о состоянии рынка с учётом текущей фазы экономического цикла, о масштабе рыночных операций, о силе конкурентной борьбы, об уровне риска и т.д.
Характеристика разновидностей конъюнктуры рынка
В теории и в практике экономической деятельности принято выделять несколько разновидностей конъюнктуры рынка. Так, в зависимости от того масштаба рынка, в отношении которого говорят о его отличительных чертах, различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных рынков. Следовательно, первая разновидность относится сразу ко всей экономической системе, а вторая – только к ее части, выделенной по признаку однородности продукции.
На самом деле эти две разновидности конъюнктуры тесно взаимосвязаны и имеют общие черты. Речь идет про наличие непостоянного характера, который находит выражение в изменчивости, частых колебаниях. Направления изменений основных показателей, которые характеризуют эти разновидности конъюнктуры, обычно совпадают, однако у них отсутствует совпадение по темпам. Кроме того, нельзя упускать из внимания тот факт, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время могут свидетельствовать о наличии в экономической системе противоположных тенденций развития (так называемая, исключительная противоречивость конъюнктур).
Среди других разновидностей рыночных конъюнктур в большей степени используются благоприятная (высокая) и неблагоприятная (низкая) конъюнктуры рынка. Специфика благоприятной (высокой) конъюнктуры заключается в достижении рынком состояния сбалансированности, в поддержании равновесных цен и в обеспечении роста объемов продаж. Неблагоприятная (низкая) конъюнктура, наоборот, характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.
Конкретные количественные характеристики конъюнктурных индикаторов относятся к каждому рыночному состоянию. В соответствии с этими данными экономисты говорят о существовании нескольких вариантов характеристики рынка: оживленный рынок, развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок и т.д.
Таким образом, конъюнктура рынка является одной из главных категорий современной экономики. Она позволяет всесторонне описать функционирование и развитие такой крупной экономической системы, как народное хозяйство и составляющие его отрасли. В зависимости от того, в каком состоянии они находятся (а это определяется динамикой цен, объемов производства и потребления, товарных запасов и т.п.), существует несколько разновидностей рыночной конъюнктуры, каждая из которых позволяет получить соответствующее представление о рынке.