Концессионный механизм — это схема взаимодействия концедента, концессионера и общества, предусматривающая принятие концессионером обязательств по строительству, реконструкции и последующей эксплуатации объекта концессии, который остается в собственности концедента, с соблюдением интересов общества.
Сущность концессий
Концессионные схемы имеют многовековую историю, начиная с Римской Империи и Древней Греции. Уже в XVII веке концессия использовалась при строительстве мостов и каналов. В XIX веке концессии активно использовались в железнодорожном строительстве, а также всеми городскими службами, обслуживающими водопровод, очистные сооружения, освещение, транспорт.
Как инструмент управления частными инвестициями концессия – это система договоров государства и частных инвесторов в отношении муниципальной или государственной собственности или монопольной деятельности. Отличительным признаком концессии можно назвать государственную или муниципальную собственность, виды хозяйствования, которые подлежат монополии государства.
Концессии представляют собой акт, который дает государству возможность наделять частное лицо правами участия в реализации своих отдельных функций в сфере хозяйства. Концессионный договор, как форму привлечения в экономику инвестиций, используют многие страны.
Концессии различаются по отраслевому признаку, а также по объему передаваемых прав собственности, обязательствам сторон, распределению рисков между субъектами отношений, уровню ответственности за разные виды работ.
Классификация организационных типов концессий:
- Концессия в части строительства, управления, передачи объекта. Концессионная компания строит и эксплуатирует объект во время определенного срока, после которого объект подлежит возврату государству.
- Концессия, предметом которой является деятельность по восстановлению, реконструкции или расширению существующих объектов, не предусматривающая новое строительство.
- Концессия строительства, владения, управления объектом подразумевает строительство и управление концессионной компанией нового объекта инфраструктуры без фиксации концессионного срока.
- Лизинговый контракт по своему содержанию похож на арендный договор, отличаясь тем, что лизинговая компания не строит объект, а получает его в распоряжение от государства. Таким образом, у арендатора возникает ответственность за должную эксплуатацию объекта, ему доступны доходы от реализации производимой продукции. Арендатор перечисляет государству платежи за использование имущества, предназначенные для компенсации произведенных государством инвестиций в строительство.
- Контракт на обслуживание подразумевает получение концессионером от государства в обслуживание и управление уже готовых объектов, не требующих дополнительных инвестиций.
Достоинства и недостатки концессионного механизма в современной России
Применение концессионного механизма в России может способствовать:
- Повышению притока инвестиций и налоговых сборов от реализации концессионных проектов.
- Изменению структуры расходов государства. Это приведет к снижению инвестиционных расходов государства. Кроме того, государственная модель управления может смениться государственно-частным партнерством, что значительно снижает издержки. Например, в США государственно-частное партнерство снижает издержки в секторе канализации и водоснабжения почти на 40%, в Ирландии - на 30%.
- Получению доходов в форме концессионной платы в органы региональный и местной власти.
- Созданию и введение специального налогового режима для концессий.
Недостатки концессионной деятельности выражаются в следующем:
- отсутствие мотивов к эффективной работе инвесторов при наличии субсидий, которые замещают оплату потребителями услуг независимо от эффективности работы объекта концессий;
- «неблагоприятный» отбор — из-за полного «страхования» инвесторы будут стремиться участвовать в проектах с чрезмерным риском, понимая, что он будет покрыт государством.
- риск принятия государственными структурами неэффективных решений, особенно в переходный период;
- финансовые ограничения государства при отсутствии возможности полноценного участия в крупномасштабных инвестициях.
Динамика заключения концессионных соглашений в России
За последнее десятилетие в России было заключено почти 300 средних и крупных концессионных соглашений. Наибольшее число концессионных соглашений заключается на уровне муниципальных органов власти – почти 60% от общего количества. Больше всего соглашений заключено предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа – 11% от общего объема, тогда как наибольшая сумма инвестиционных обязательств заявлена в городе Санкт-Петербурге (12% от объема совокупных инвестиционных обязательств).
По количеству заключаемых концессионных соглашений лидируют регионы Приволжского федерального округа. В России 60% концессионных соглашений заключаются в жилищно-коммунальной сфере, далее по популярности следуют социальная и транспортная сфера.
На государственном уровне в 2020 году ожидается принятие новых изменений в законодательстве, регулирующем применение концессионных механизмов:
- оптимизация форм поддержки государства тех проектов, которые реализуются в рамках концессионных соглашений и государственно-частного партнерства, для повышения их правовой конкретизации (понятия «капитальный грант» и «минимальная гарантированная доходность»);
- совершенствование конкурсной процедуры, в том числе установление возможностей по обеспечению обязательств для участия в конкурсе исключительно в форме банковских гарантий;
- гарантия интересов лиц, осуществивших предпроектные подготовительные мероприятия в форме «частной инициативы», в случаях если по итогу рассмотрения таких инициатив и проведения конкурсного отбора данные лица не определены победителями конкурса.