Государство – это территориально-политическая форма организации общества, обладающая суверенитетом, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Роль государства в экономике до XIX века
С первых дней его существования роль государства не сводилась только к реализации чисто политической функции. Государство – это закономерный результат разделения труда в обществе, возникновения классов и частной собственности. Отдельные лица и группы людей первоначально уступили этому органу некоторых свои функции. Постепенно такой орган стал системой институтов, которые располагали законными средствами принуждения по отношению к населению, проживающему на какой-либо территории. В результате появилось государство, чья законодательная, исполнительная и судебная власти позволили реализовать нормотворческие, координирующие и контролирующие функции.
Как отдельный институт политической власти государство появляется во время зарождения классов и частной собственности. Разложение первобытнообщинного строя и связанное с этим расслоение общества привело к постепенному выделению знати — обособленной группы военачальников, вождей, которые благодаря своему положению могли присваивать себе военную добычу и лучшие земельные участки. Власть, постепенно становившуюся наследственной, знать использовала преимущественно с целью своих интересов. Постепенно происходило вытеснение родоплеменной организации государственными организациями.
Ранние этапы развития рыночного капитализма и начало разложения феодализма сделали государство той движущей силой, которая способствовала развитию капитала. В XVII - середине XIX веков государства лишь выполняло функции, связанные с защитой граждан, обеспечением сохранности общественного имущества, созданием правовой основы для отношений между разными хозяйственными субъектами. Для этого периода характерно невмешательство государства в регулирование процессов экономики.
Создание в XIX веке системы буржуазного права (системы правил и норм поведения), которая выражала, прежде всего, интересы и волю господствующих классов. Право обеспечивало защиту господствующего в экономике класса от посягательства других классов, что поддерживало его социально-экономическое и политическое господство.
В XIX веке в развитых странах происходит формирование гражданского общества, что привело к началу нового периода государственного развития. Развитие гражданского общества привели к появлению в структуре государства постоянных общенациональных (а не сословных) представительных учреждений по типу парламента, обладающего правом утверждать наиболее важные законы, а также к формированию представительной демократии.
Государство как институт макроэкономического регулирования в ХХ веке
В конце XIX века изменения, произошедшие в материальном производстве, привели к расширению экономического функционала государства. Усиление централизации и концентрации производства, усложнение связей в экономике и обострение социальных проблем привели к тому, что государство прекратило роль выразителя интересов господствующего класса. Революция в 1917 году в России, последствия Великой депрессии 1929—1933 гг., результаты второй мировой войны привели к началу активного вмешательства государства в регулирование экономики.
На начало Великой депрессии в 1929 году государство активно вмешивалось в регулирование экономики, предпринимая попытку ограничить монополизм, создать государственный сектор экономики. После окончания мирового экономического кризиса и до начала второй мировой войны возникла система активного и постоянного участия государства в рыночном хозяйстве. С развитием государственных форм антициклического экономического регулирования, а также элементов планирования увеличивается государственная собственность, растут объемы государственного бюджета, используемого не только для содержания государственного аппарата, но и для государственного и частного финансирования. После окончания второй мировой войны и до середины 1950-х гг. антициклическая политика дополнилась мерами по стимулированию прироста экономики. В это время государство активно участвует в развитии промышленности, создает экономическую и социальную инфраструктуру.
Зарождение «социального государства»
Основные предпосылки государственной политики в 1950 – 1970 годах:
- Смешанные, а частнокапиталистический характер экономики. Государственное вмешательство в экономику связана с так называемыми провалами рынка, где рынок не способен эффективно распределять ресурсы.
- Необходимость скоординированной макроэкономической политики вызвана неспособностью рынка обеспечивать стабильный макроэкономический результат.
- Сам по себе рынок не приводит к равномерной системе распределения доходов. С одной стороны, государство регулирует распределение дохода, а с другой стороны — защищает тех, кто лишился источников доходов. Одновременно государству необходимо заботиться об инфраструктуре здравоохранения и образования.
В рамках государственной политики социального благоденствия 1950—1960-е гг. были реализованы программы для повышения уровня жизни граждан за счет формирования системы государственного здравоохранения, образования, жилищного строительства, социального обеспечения.
Институты гражданского общества и продвижение парламентской формы буржуазной демократии стали основой для включению в состав органов власти представителей социальных групп, представляющих и отстаивающих свой экономический интерес. Государственная деятельность все больше подчиняет общественный контроль, расширяется и усиливается контроль судебных и представительных учреждений центральной и местной властью, растет перечень лиц, которым доступны избирательные и другие политические права.
На последнем этапе политика «социального государства» постепенно сменилась политикой «эффективного» государства:
- неимоверно раздутые расходы государства, которые приводят к увеличению бюджетного дефицита, стали причиной существенного сокращения круга государственных обязанностей, при этом некоторые задач были переданы другим хозяйствующим субъектам.
- пенсионное обеспечение, медицинское страхование, страхование от безработицы и ряд других социальных выплаты не должны быть обеспечены только средствами государственного бюджета. Необходимо равномерно распределение этих расходов между всеми экономическими субъектами.