Интеллектуальный капитал - это знания, навыки и опыт конкретного человека, а также нематериальные активы, включающие патент, базу данных, программное обеспечение, товарный знак и др., которые используются для получения прибыли и прочих экономико-технических результатов.
Формы интеллектуального капитала и его функции
В структуре интеллектуального капитала выделяют три составных элемента:
- Человеческий капитал является частью интеллектуального капитала, который отражает уровень образования, профессионализма, способности генерировать идеи, инновационной культуры персонала.
- Структурный капитал - часть интеллектуального капитала, которая представляет собой переработанные, сконцентрированные и систематизированные информационные данные в форме материализованных навыков суммарного капитала фирмы.
- Клиентский капитал является составной частью интеллектуального капитала, которая включает знания о поставщиках и потребителях, устанавливающая прямые связи производителей и потребителей.
Основными функциями интеллектуального капитала являются:
- прогресс в развитии отдельных форм интеллектуальной собственности;
- повышение креативности мышления персонала, предпринимателей, деятелей науки, менеджмента;
- формирование интеллектуального центра, который смог бы постепенно охватить совокупность факторов производства, обмена, распределения и потребления.
Специфика интеллектуального капитала
Рассмотрим ключевые особенности интеллектуального капитала в условиях современного рынка. Так интеллектуальный капитал способен определять тенденции роста экономики, а его формирование требует от человека и общества в целом постоянно растущих затрат.
Будучи выраженным как совокупность знаний, опыта и навыков, интеллектуальный капитал имеет свойство накапливаться, а накапливаясь, интеллектуальный капитал повышает доходность до определенной границы (верхняя граница активного трудового возраста).
Виды и характер инвестирования в интеллектуальный капитал зависят от исторических, национальных, культурных особенностей и традиций.
Вкладывая все больше средств в интеллектуальный капитал, предприятие получает значительные по объему, длительные по времени и интегральные по характеру экономические и социальные эффекты.
Относительная значимость интеллектуального капитала в экономических отношениях неуклонно растает. Почти всегда знания, а не масштаб (традиционные средства производства и имущество) определяют преимущества одних компаний перед другими.
Методы стратегического управления интеллектуальным капиталом предприятия
Рыночная экономика подразумевает, что основной инструмент, регулирующий развитие предприятий, - это стратегия конкуренции. Компания формирует стратегия исходя из новых функций управления, включающих аккумулирование капитала, определение и развитие имеющегося опыта и информации, поиск предпосылок для усвоения новых знаний.
Управление знаниями – это специфическая деятельность, связанная с выявлением, отбором, синтезом, хранением и распространением реальных знаний организации.
Принципиально важно создавать интерактивное обучающее окружение, позволяющее людям постоянно участвовать в обмене информацией и пользоваться всеми возможностями для получения новых знаний. Изучая вопросы управления интеллектуальным капиталом и разрабатывая стратегические направления его развития, предприятие может ускорить внедрение научно-технического прогресса в производство, создать условия для расширения воспроизводства, что, в свою очередь, способствует росту эффективности предприятия и переходу страны к инновационной экономике.
Система менеджмента интеллектуального капитала решает ряд задач:
- Извлечение и коллекционирование интеллектуального капитала, который требует особого управления;
- Структурирование и организация интеллектуального капитала, в ходе которой некоторая структура накладывается на собранные знания;
- Поддержание актуальности накопленных знаний и опыта в ходе корректировки, обновления, добавления новых и удаления устаревших элементов;
- Распределение и доставка интеллектуального капитала потребителям, в нём нуждающимся;
- Организация доступа к интеллектуальному капиталу конкретных специалистов через удобный интерфейс;
- Поиск и фильтрация интеллектуального капитала, связанные с формулировками и тестированием гипотез, оформлением новых знаний.
Выделяют вертикальные и горизонтальные системы управления знаниями. Вертикальная система управления интеллектуальным капиталом преследует тактические цели и разрабатывается для конкретной ситуации, встречающейся при функционировании организаций. Система горизонтального управления знаниями является системой, которая может быть применена к различным управленческим ситуациям.
Основные классы моделей управления интеллектуальным капиталом:
- Дескриптивные или описательные модели;
- Прескриптивные или предписательные модели;
- Комбинированные модели.
Дескриптивные модели описывают природу такого явления, как управление знаниями, тогда как прескриптивные модели содержат методологию управления отдельными компонентами такой методологии - знаниями. Комбинированная модель описывает задачи управления интеллектуальным капиталом, а также технологию разрешения конкретных задач системы управления знаниями.
Логическая модель управления знаниями по-разному реализуется разными типами предприятий. Ярче всегда такие различия видны на примере крупных, малых и средних предприятий. Система менеджмента знаний в крупной корпорации с е традициями производственной дифференциации и распределением знаний с соответствующей структурой окажется нереальной для малой и средней компании, с нечетким распределение функций, где ключевым фигурам управления отведена роль основных носителей организационных знаний.