История институциональной экономики как научного направления насчитывает более чем столетие. Однако, в связи со своеобразием включаемой в нее научно-теоретической проблематики, она до настоящего времени не имеет законченной классификации теорий, которые составляет ее основу.
Понятие институтов, основные теории появления институтов
Термин «институт» (англ. –to institute) в переводе означает «основывать», «устанавливать». Первоначально – это «порядок», «обычай», в дальнейшем (и в современном понимании) – это определенная система правил, которые сложились в обществе в процессе его культурного и экономического развития, регулирующие взаимодействие его участников, определяющие наиболее привычный способ организации деятельности различных сфер общества.
Таким образом, можно сказать, что «институт»– это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.
Институциональная система (ИС) может быть рассмотрена как определенная совокупность правил, определяющих поведение отдельных людей, которые регламентируют возникающие взаимоотношения между участниками, существующая в любых организациях;
ИС определяет направление движения основных этапов воспроизводственного цикла: цикла производства, цикла распределения, цикла обмена и цикла потребления;
Посредством ИС формируется структура мотивов, определяющих необходимость взаимодействия участников определенного института, как в сфере политики, так и сфере социально-экономической жизни общества, то есть формирование системы побудительных мотивов;
ИС отражает те обстоятельства (конкретные исторические факты), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени.
В чисто экономическом смысле институты определяют способы использования ограниченных ресурсов. С другой стороны, институты могут и противодействовать экономическому развитию, и в таком случае актуальным становится вопрос изменения институциональной структуры согласно цели повышения эффективности функционирования экономики.
Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:
- координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
- предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
- осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных.
Основания (подходы) существования институтов
Существует несколько взглядов на причины возникновения институтов:
- во-первых, институты внешние – нормативные, то есть «институт» представляет собой правило, которое было предложено к исполнению извне, поэтому только ужесточение санкций за его нарушение сможет заставить его выполнять;
- во-вторых, «институт» – это отражение нравственной позиции личности, которая сама делает выбор различных альтернатив поведения. В этом случае санкция за несоблюдение данного выбора будет выражаться через определенный моральный дискомфорт. Это – этический подход.
- в-третьих, «институт» – это продукт процесса естественного отбора в исторической перспективе, при котором происходит уничтожение институтов, которые исторически изжили себя, и формирование институтов, которые актуальны для общества в настоящий период. Это – эволюционный подход;
- в-четвертых, «институт» – «специфическое знание», передаваемое через поколения посредством культурно-общественных связей, практическая значимость которого подтверждена опытом более ранних поколений. Это – информационных подход;
- в-пятых, «институт» представляет собой многостороннее соглашение среди членов общества. Это – контрактный подход;
- в-шестых, «институт» представляет собой форму социального взаимодействия членов общества между собой, согласно установленных правил. Это – социологический подход;
- в-седьмых, «институт» является формой организации по упорядоченному и согласованному взаимодействию отдельных частей общества. Это – организационный подход;
- в-восьмых, «институт» представляется правилом некоторой игры, которую участник общества ведет с другими участниками общества, имея целью предсказание наиболее вероятного поведения контрагентов. Это – игровой подход;
- в-девятых, «институт» отражает стремление участников уменьшить свои расходы, которые возникают в процессе заключения сделок. Это – трансакционный подход.
Классификация институтов
Существует следующая классификация типов институтов:
По происхождению институты делятся на:
- естественные, которые были созданы без использования какой-либо идеальной нормативной модели;
- искусственные, которые были созданы действиями участниками института, осуществленными согласно идеальной нормативной модели.
По уровню формальности институты делятся на:
- формальные, которые в обязательном порядке должны исполняться всеми участниками или определенной группой участников санкции;
- неформальные, в основе которых лежат формальные и неформальные правила.
По способу возникновения институты делятся на:
- первичные;
- вторичные.
По необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта институты делятся на:
- внутренние институты;
- внешние институты.
По сферам функционирования институты делятся на:
- институты рынка. Это фирмы, домашние хозяйства, государство;
- институты политики (партии, общественные объединения);
- институты идеологии (различные религиозные конфессии, национальные идеи) и т.д.
По степени распространенности институты делятся на:
- всеобщие институты (отдельные виды законодательных актов);
- групповые институты (правила внутреннего распорядка));
- единичные институты (например, договора подряда).
- по степени определенности участников институты делятся на:
- ориентированные на конкретных, определенных участников;
- ориентированные на неопределенных участников, любых участников, то есть всех, кто в состоянии выполнить действия, предписываемые этим институтом.