Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типы и виды олигополии

Конкурентная борьба в рыночной экономике

Переход к рыночной модели экономике произошел практически во всех развитых и развивающихся странах. Данная модель базируется на многообразии форм хозяйствующих субъектов и принципах договорных отношений между ними. Предприниматели имеют право выбирать вид деятельности, использовать доход в собственных целях, проводить ценовую политику, позволяющую в условиях рынка решать поставленные задачи. Покупатель независим в потреблении. Он покупает то, что считает ценным и полезным для себя, при этом имея разнообразный выбор. Еще одной особенностью рыночных отношений является конкуренция.

Она представляет собой борьбу между участниками рынка за наилучшие условия, позволяющие получить максимально возможный доход. Стоит отметить, что хозяйствующие субъекты ограничивают возможности друг друга, действуя на рынке. То есть, один субъект не может воздействовать на колебания рынка.

В экономической теории конкуренция рассматривается как:

  • инструмент борьбы между предпринимателями;
  • инструмент саморегуляции экономической системы и процессов в ней;
  • инструмент, определяющий типовую принадлежность отраслевого рынка.

Конкуренция бывает несовершенной и совершенной. Для первого вида характерны определенные перекосы в равновесии рынка, где продавцы контролируют рынок, либо покупатели. Монополии, олигополии и рынки монополистической конкуренции являются рыночными структурами, где контроль находится в руках продавцов. Монопсонии и олигопсонии – рынки, где правила диктуют один или несколько покупателей. При монополистической конкуренции продавцы решают какое количество продукции производить.

Замечание 1

Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель рынка, где у каждого продавца есть своя ниша, свои цены, объем выпуска. Все производители действуют независимо друг от друга и практически не оказывают влияния на рыночные изменения.

«Типы и виды олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важной функцией конкуренции является регуляция рыночных процессов. Благодаря ей, продавцы создают новые технические средства, внедряют более сложные инновации, а так же применяют нестандартные маркетинговые ходы и бизнес-решения. Конкуренция в конечном итоге является движущей силой экономического развития стран.

Определение и виды олигополии

Одним из видов рыночных структур, формируемых под влиянием конкуренции является олигополия.

Замечание 2

Олигополия или «рынок нескольких» представляет собой экономическую систему, где большая часть рынка принадлежит нескольким крупным копаниям, которые и определяют его тенденции.

Такая рыночная структура характерная для отраслей, требующих крупных вложений ресурсов и финансов. Обычно, производство продукции требует государственной аккредитации или соответствующего разрешения. Сюда можно отнести отрасли, занимающиеся добычей и поставкой природного сырья, предприятия тяжелой промышленности, черной и цветной металлургии, а так же отрасли судостроения, самолетостроения, автомобильное производство, химическое производство и так далее.

Олигополия обладает следующими отличительными особенностями:

  • На рынке действует от двух до двух десятков продавцов. Стоит отметить, что на рынке могут присутствовать небольшие компании, производящие сходный продукт. Однако, структура будет считаться олигополией, если большая доля рынка сосредоточена в руках нескольких крупных копаний.
  • Масштабность производства позволяет снизить средние издержки и сформировать экономические преимущества перед более мелкими хозяйствующими субъектами.
  • Предприятия – олигополисты контролируют рынок. При этом любые изменения, проводимые одной компанией, окажут влияние на состояние отрасли в целом.
  • Возможность существования договорных отношений между участниками рыночной структуры.

В условиях олигополии могут производиться однородные товары или услуги, а так же дифференцированные. Обычно, для анализа этого вида рынка предполагают, что продаваемый продукт однороден. Если же производится дифференцированная продукция, то группу товаров – субститутов рассматривают, как однородный продукт. Относительно свойств создаваемых товаров олигополии делят на два вида:

  • Гомогенные или чистые олигополии, где производится однородный стандартный продукт, например, нефть, алюминий, сталь, цемент.
  • Гетерогенные олигополии, где компании создают дифференцированную продукцию. Например, автомобильная отрасль, производство сигарет, бытовой техники, бытовых химических средств.

Типы олигополии

Особенностью олигополии является взаимное влияние участников рыночной структуры друг на друга. В экономической теории относительного данного свойства рассматриваются различные модели ценообразования, а так же последствия их влияние на состояние олигополии в целом.

Компании могут договариваться между собой о ценах, а могут действовать самостоятельно. Относительно подхода к формированию цен можно выделить два типа олигополий – кооперированные и некооперированные.

К некооперированным можно отнести дуополию – рынок, где действует два хозяйствующих субъекта. Они делят между собой рынок. В моделях олигополии Курно, Штакельберга и Чемберлина изменения в дуополии происходят только при снижении или увеличении объемов производства. Суть модели сводится к определению равновесного состояния рынка, которое приведет к оптимизации выпуска и цен для двух компаний. Бертран предположил, что в дуополии может возникнуть ценовое соперничество. Он рассмотрел ситуацию, когда обе компании устанавливают цены самостоятельно, но ощущают влияние конкурента.

К некооперированному типу олигополий относят структуры, где один из участников поднимает цены, а другие этого не делают, чтобы не потерять свои доли рынка. Либо же ситуация, когда цена и наценка на товар рассчитывается исходя из средней величины издержек. Здесь компания ориентируется на определенный объем производства, который позволит реализовать поставленную задачу.

Кооперированные олигополии представляют собой рыночные структуры, где участники договариваются между собой с целью повышения доходов. Здесь можно выделить два подхода. Более мягкий заключается в том, что на рынке действует лидер, за которым следуют все остальные, подстраивая свои мощности, производительности и цены под него.

Замечание 3

Более жесткой формой кооперированной олигополии является картель. Такая структура по сути создает монополию, где участники совместно принимают решение о поставках и ценах на них. Обычно, более крупные игроки стремятся к повышению цен, с целью покрытия своих средних издержек. Более демократичный картель базируется на принципе разделения сфер влияния между участниками.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot