Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Равновесие олигополии

Понятие экономического равновесия

Рыночная модель экономики считается саморегулирующейся. Она строится на принципах свободы предпринимательства и потребительского выбора, что приводит к возникновению конкуренции.

Конкуренция представляет собой особое ограничивающие деятельность соперников поведение предпринимателей, стремящихся к получению более выгодных условий, а значит и больших доходов.

Любой рынок стремится к параметрам, соответствующим понятию совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция представляет собой экономическую систему, где действует множество продавцов дифференцированных товаров и множество покупателей. Основной чертой этого типа рынка является минимальное влияние субъектов отношений на экономические показатели. Однако, равновесие достигается естественным путем, через сбалансированность спроса и предложения.

Определение 1

Экономическое равновесие – это такое состояние экономической системы, когда вся произведенная продукция продана, а спрос полностью удовлетворен. При этом мощности производства и трудовые ресурсы используют в полном объеме. Если возникает какой-либо сбой, то он быстро ликвидируется.

Под рыночным равновесием понимается ситуация, когда спрос на продукцию равен предложению, цена и объем сбыта так же равновесны.

Равновесие достигается постепенным установлением цены на экономическое благо и количеством его выпуска. При повышении цен производители будут стремиться создать и продать, как можно больше товара. При этом покупатели окажутся не готовы покупать много по более высокой цене. Возникает перепроизводство. Если цена наоборот падает, то покупатели готовы покупать больше, а предприниматели не могут удовлетворить спрос, так как начинают терять доходы, поэтому производят меньше. Возникает товарный дефицит.

«Равновесие олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Равновесие на рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Равновесие на рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При определенном среднем значении цены предприятия будут производить товара столько, сколько смогут купить потребители. При такой цене спрос и предложение уравновешиваются. Пересечение прямых спроса и предложения в точке показывают равновесное состояние рынка при цене Pо. Снижение или повышение цен ведет к изменениям в конкурентной борьбе за рынок сбыта и покупательский спрос.

Понятие и признаки олигополии

Более реальной моделью конкурентной борьбы является несовершенная конкуренция. Рынок под ее влиянием подвергается перекосам в сторону предложения, либо в сторону спроса. Можно выделить несколько видов рыночных структур:

  1. Спрос определяет систему – монопсония (один покупатель), олигопсония (два и более покупателя).
  2. Предложение контролирует рынок – монополия (один продавец), олигополия (несколько крупных продавцов).
  3. Рынок монополистической конкуренции. Здесь много продавцов, и они борются за долю рынка.

Олигополия обладает рядом отличительных черт, которые определяют ее сущность:

  • Предложение контролируется несколькими крупными производителями, на чью долю приходится более 50% спроса.
  • Выпускаемая продукция может быть однородной или дифференцированной.
  • Масштабность производства позволяет покрывать издержки и получать доход.
  • Высокие затраты на развитие бизнеса.
  • Возможность возникновения негласного сговора между участниками рынка.
  • Субъекты олигополии своими действиями влияют на конкурентов и на рынок в целом.
  • Высокие пороги входа.
Замечание 1

Важным отличием олигополии от других рыночных структур является взаимное влияние ее участников друг на друга. Олигополисты независимо друг от друга определяют объем сбыта и устанавливают цены. Однако, конечные показатели будут рассчитаны только с учетом поведения конкурентов.

Олигополии бывают согласованные и несогласованные. В настоящее время договорные отношения между хозяйствующими субъектами преследуются по закону. Но на рынке могут возникнуть ситуации, которые будут способствовать координированию действий участников олигополии. Например, приход нового конкурента на рынок потребует от компаний снижения цены и увеличения объемов продаж.

Согласованной формой олигополии является картель, когда компании сообща определяют цены и объемы сбыта. Такая форма олигополии максимально приближена к монополистическому рынку. Более мягкой формой картеля является олигополия, где субъекты между собой договариваются о рынках сбыта, тем самым исключая соперничество друг с другом.

Равновесие олигополии

Особенности олигополии делают практически невозможным с большой долей вероятности предсказать реакцию конкурентов на любые изменения в деятельности компании. Сложно определить практически все параметры, начиная от цены на товар и заканчивая максимально возможным доходом.

В экономической теории рассматриваются различные модели олигополии. Исходя из их особенностей, устанавливается момент равновесия рынка.

Идеальной моделью олигополии является модель Курно. Он рассматривает двух конкурентов и их влияние друг на друга. При этом считается, что предприятия предполагают, что объем выпуска и цена соперника останется неизменной.

Модель Курно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Модель Курно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Равновесие дуополии наступит тогда, когда предприятия выйдут на объем выпуска, который удовлетворит обоих конкурентов. Эта модель является несовершенной, так как не рассматривает вероятность изменений в поведении соперника.

Замечание 2

Модель Бертарана основана на модели Курно, но рассматривает рынок с позиции изменения цен. Нескоординированность действий конкурентов и их стремление к занятию лидирующего положения могут вызвать ценовые войны, которые смогут осилить только крупные игроки.

Одной из особенностей олигополии является долгое сохранение цен в определенном диапазоне. Вызвано это тем, что конкуренты не хотят терять свои доли рынка. В таком случае, можно рассмотреть олигополию, как картель.

Олигополия как картель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Олигополия как картель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если предположить, что на рынке чистой конкуренции установлена цена Цо, при этом издержки всех олигополистов равны, то кривая издержек совпадет с кривой предложения. Для получения стабильной прибыли при цене Цо необходимо производить Ко объема продукции.

При объединении олигополистов в картель, их руководство может рассматривать организацию, как монополию. Максимальную прибыль монополист получает, если его издержки равны предельному доходу. Тогда картель может повысить цены на продукцию, снизив объем выпуска. Для соблюдения справедливости для каждого субъекта олигополии будет установлен свой лимит выпуска. В сумме они выйдут на К1.

Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot