Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели олигополии

Конкуренция в рыночной экономике

Переход к рыночной модели экономики произошел в большинстве стран мира. Данная модель характеризуется независимостью выбора покупателя, свободой предпринимательской деятельности. В экономике действуют рыночные механизмы, подчиняющиеся определенным законам. Спрос и предложение формируются за счет свободного ценообразования и конкуренции между участниками рынка.

Определение 1

Конкуренция – это своеобразная борьба между предпринимателями за более выгодные условия, способные принести больший доход.

В экономической науке выделяют два вида соперничества:

  • совершенную конкуренцию, где многочисленные субъекты выпускают взаимозаменяемую продукцию;
  • несовершенную конкуренцию, где количество производителей ограничено, либо ощущается сильное давление государства.

Под однородной или взаимозаменяемой продукцией понимаются товары, которые не являются идентичными, однако, обладают схожими характеристиками. То есть, они могут выполнять схожие функции и быть взаимозаменяемыми с коммерческой точки зрения.

Конкуренция создает среду, отличающую рыночную модель от всех остальных. Здесь каждый участник стремится к максимизации собственной прибыли с учетом тактических и стратегических действий своих конкурентов. Та компания, что более эффективно реагирует на конъюнктуру рынка, будет более конкурентоспособной, а значит получит больший доход.

Кроме того, конкуренция ведет к развитию научно – технических сфер деятельности, способствует внедрению новых технологий и нестандартных бизнес–решений, что в конечном итоге ведет к общемировому прогрессу.

Уровень конкуренции на рынке способствует формированию определенных рыночных структур, среди которых можно выделить:

  • монополию (конкуренция практически равна нулю, предприятие диктует свои условия рынку);
  • олигополию (конкуренция между несколькими крупными предприятиями);
  • монополистическую конкуренцию (несколько компанию конкурируют за счет маркетинговых технологий, торгуя схожей продукцией);
  • чистую конкуренцию (идеальная модель, при которой множество фирм действует на рынке, не оказывая влияния на цены и объемы поставок).
«Модели олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Понятие олигополии

Олигополия является рыночной структурой, на которой действует небольшое количество крупных предприятий. Ее еще называют «рынком» или «конкуренцией немногих». Действующие крупные предприятия становятся следствием того, что большая часть производства и реализации продукции производится несколькими субъектами хозяйствования. К олигополиям можно отнести компании по созданию самолетов, автомобилей, поездов, кораблей и другие.

Важной особенностью олигополии является сильное взаимное влияние предприятий друг на друга. Малейшие колебания в цене или в объемах продаж тут же скажутся на конкурентах. Сразу изменится доля рынка для каждой компании. Кроме того, подобная ситуация приведет к перераспределению инвестиционных потоков в отрасли, а так же к изменениям в тактических и стратегических действиях других олигополистов.

Важнейшей характеристикой олигполии является эластичность спроса. Для оценки взаимосвязи фирм – олигополистов используют коэффициент перекрестной эластичности спроса относительно изменения цены или объема сбыта. С его помощью можно рассчитать насколько изменится цена у конкурентов при изменении цены одного из участников олигополии на 1%. В случае, если изменения в объемах продаж оказывают влияние на спрос, стремящееся к нулю, то некоторые из участников рынка могут игнорировать действия конкурентов. Хотя в подавляющем большинстве случаев, все же эластичность перекрестного спроса больше нуля и фирмы оказывают сильное влияние друг на друга.

Замечание 1

Фирмам – новичкам сложно попасть на данный тип рынка. Здесь очень высокие барьеры входа. Обычно, олигополии предполагают большие производственные затраты и применение сложных высоких технологий, что возможно только при достаточности объемов сбыта.

Модели олигополии

Олигополистическая структура рынка подразумевает оценку не только цены продукции и объемов ее сбыта, но и реакции конкурентов. Идеального варианта работы в олигополии нет, так как сложно предсказать реакцию другой компании на собственные изменения. Однако, существует две модели поведения в таких условиях – действовать самостоятельно, действовать сообща.

Модель Курно описывает ситуацию, когда два хозяйствующих субъекта не испытывают влияния других фирм и являются производителями однородного продукта, не имеющего заменителей. В данной модели подразумевается, что производители начинают выпуск товара одновременно, считая, что конкурент будет выпускать свой товар постоянно. То есть, объемы выпуска первой фирмы будут меняться в зависимости от роста объемов выпуска конкурента. Модель нацелена на определение объемов, при которых фирмы достигнут рыночного равновесия.

Дуополия Курно

Дуополия Курно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дуополия Курно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Недостаток данной модели заключается в том, что она подразумевает определенную реакцию от фирмы конкурента. Хотя та, в свою очередь вторая фирма может провести агрессивную ценовую политику, снизив цены и не пустив конкурента на рынок. Данный тип реакции рассматривается в модели дуополии Штакельберга.

Французский экономист Бертран пошел еще дальше, и включил в модель не только конкуренцию по объемам выпуска, но и ценовую борьбу. Здесь первая фирма устанавливает цену, дающую максимальный доход, считая, что вторая фирма свои цены не изменит. Равновесие же наступит при нулевом доходе, когда цена упадет до себестоимости продукции. То есть, модель Бертрана стремится к рынку совершенной конкуренции. В основе данной модели лежат ценовые войны, которые приводят к общему падению цен на рынке.

Модель Бертрана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Модель Бертрана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для избежания подобных ситуаций компании, действующие в условиях олигополии стремятся договориться между собой. Они заранее обговаривают цены и доли рынка. Так формируются картели, где объединившиеся предприятия фиксируют цены и ограничивают объемы выпуска в целях максимизации прибыли. Получается, что картель является особой формой монополии, где участники рынка могут оказывать непосредственное влияние на рост цен и уменьшение объемов сбыта.

Замечание 2

Все чаще для оценки действия конкурентов в условиях олигополии прибегают к математической теории игр, рассчитывающей реакцию игроков в конфликтной ситуации. Относительно олигополии применяется «диллема заключенных», подразумевающая отказ от сотрудничества между конкурентами даже при условии, что их союз для них взаимовыгоден. Единственно возможное равновесие может быть достигнуто только при условии, что оба конкурента не выполнят договорных условий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot