Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Барьеры олигополии

Рыночные структуры в экономике

Формирование рыночной модели экономических отношений произошло в большинстве стран мира. Эта модель позволяет экономике адаптироваться к постоянным изменениям запросов общества. Свобода предпринимательской деятельности, где каждый из участников выбирает род своего производства, хозяйственную форму предприятия, а так же имеет право распоряжаться своим доходом, является одним из принципов рыночных отношений. Потребитель так же свободен в выборе. Он руководствуется лишь своими желаниями и потребностями.

Независимость субъектов рынка порождает такое явление, как конкуренция. Она представляет собой борьбу производителей экономических благ за лучшие условия и максимальные доходы.

В экономической теории рассматривается идеальная модель рынка, где действует совершенная конкуренция. То есть, участники экономики своей активностью устанавливают баланс цены и объемов поставок через равновесие спроса и предложения. Сами по себе субъекты не оказывают прямого влияния на конъюнктуру рынка.

Более реальные модели экономических отношений формируются в условиях несовершенной конкуренции, когда происходит перевес в сторону спроса, либо в сторону предложения. Так, можно выделить следующие формы рыночных структур:

  • Монополистический рынок характеризуется контролем одного производителя. Если производителей несколько, то говорят об олигополии.
  • Монопсония описывает рынок одного покупателя, олигопсония – рынок нескольких покупателей.
  • Рынок монополистической конкуренции показывает ситуацию, когда многочисленные производители дифференцированной продукции конкурируют за большую долю рынка. Данная модель является наиболее приближенной к жизни и к модели совершенной конкуренции.
Замечание 1

Конкуренция оказывает сильное влияние на экономику через свои функции. Она регулирует спрос и предложение, способствует переориентации производств, стимулирует к рациональному использованию ресурсов, ведет к развитию науки и техники. Конкуренция избавляет рынок от устаревших видов деятельности.

«Барьеры олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности олигополии и ее отличительные черты

В определенных отраслях народного хозяйства формируются рыночные структуры – олигополии. Их еще называют «рынком нескольких». Главной особенностью олигополии является тот факт, что более пятидесяти процентов рынка сосредоточенно в руках нескольких компаний. Они определяют спрос на продукцию, цены и объемы поставок. Рассмотрим отличительные особенности олигополий:

  • На рынке действует от двух до пары десятков компаний, обеспечивающих весь спрос на конкретную продукцию.
  • Продукция может быть однородной, а может быть дифференцированной. В зависимости от производимого товара олигополии подразделяют на гомогенные и гетерогенные.
  • Покрытие издержек и получение дохода возможно только при большом масштабе производства.
  • Участники олигополии влияют на экономические действия друг друга, а так же на отрасль в целом.
  • Конкуренция по ценам в большинстве случаев является нецелесообразной, так как может привести к общему падению отрасли.
  • Существует возможность сговора между олигополистами.
  • Высокие барьеры входа на рынок.

Важно отметить, что компании на олигополистическом рынке устанавливают цены и объемы продаж самостоятельно. Однако, конечная цена сбыта формируется с учетом поведения всех производителей.

Олигополия так же не исключает присутствия небольших компаний, производящих схожую продукцию. При этом большая часть рынка сбыта обеспечивается несколькими предприятиями. Например, в Америке производством мыла занимается около шестисот компаний, но 60% рынка обеспечивает всего четыре предприятия.

В некотором роде олигополия является более мягкой формой монополии. На рынке несколько продавцов, в чьих руках сосредоточен капитал, производительные мощности. Они превосходят своих более мелких конкурентов по техническим, технологическим и финансовым параметрам во множество раз. Корпорации с позиции силы диктуют свои правила рынку.

Замечание 2

На действия олигополистов влияют две силы. С одной стороны, испытывая воздействие друг друга, они стремятся к установлению относительного баланса, позволяющего получать доход. С другой стороны, каждое предприятие заинтересовано в максимизации своих доходов и получении более выгодной позиции на рынке. Однако, сама структура олигополии не дает возможности кому-то из ее участников получать сверхдоход в долгосрочной перспективе.

Барьеры олигополии

Рынок олигополии нельзя считать полностью закрытым. Всегда существует возможность для входа новых компаний. Но здесь они могут столкнуться с рядом проблем.

Олигополии зачастую формируются в отраслях, требующих больших финансовых, временных, трудовых и ресурсных вложений. Например, такая рыночная структура характерна для металлургии черной и цветной, для ракетостроения, судостроения, химического производства, добычи сырья, производства автомобилей, самолетов и так далее. Кроме того, от новичка могут потребоваться соответствующие разрешающие документы – лицензии, патенты, аккредитации.

Сама олигополия подразумевает крупный масштаб действующих предприятий. Они обеспечивают большую долю рынка, практически не оставляя места новичкам. Кроме того, олигополисты имеют доступ к сырью и рационально его используют. Этот факт так же усложняет вход на рынок.

Если олигополия не скооперирована, то есть ее участники действуют независимо друг от друга, то при появлении новичка они могут войти в сговор. Чтобы не дать новой компании развернуть свое производство, олигополисты устанавливают низкие цены на продукцию. Обычно такая цена способна покрывать лишь средние издержки производства. Такой подход уменьшает свободную долю рынка, делая его непривлекательным для новых компаний. При этом олигополисты сохраняют свои позиции и доходы за счет масштабности собственного производства. Однако, если в олигополии идет ценовая война, цены растут, то появляется свободное пространство для новых компаний.

Замечание 3

Формой согласованного поведения является картель, хотя в настоящее время подобные отношения не считаются легальными. Проникновение на картельный рынок еще сложнее, так как он близок к монопольному. Обычно в картелях существует лидер, которые влияет на рынок. Остальные участники следуют за ним.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot