Основные аспекты олигополии
Олигополия – это современное движение или направление рыночной деятельности, в основе которой лежит ограничение продавцов на рынке, путем различных действий и манипуляций.
Основные особенности олигополии говорят о том, что это особая форма рыночного взаимодействия, при которой все участники рынка работают и действуют сообща, иначе это может привести к нарушению экономического равновесия внутри рынка, следовательно, он может перерасти либо в монополию, либо в полностью конкурентную среду, что нежелательно для компаний, работающих уже на таких условиях.
Что касается ценовой политики на олигополистическом рынке, то она свободно регулируемая, так как продавцы находятся в определенного рода «связке» между собой, ввиду чего не возникает проблем с ценообразованием.
Также олигополия дает хорошие возможности развития тем, кто уже находится в условиях такого рынка, особенно крупным предприятиям, чей товар имеет большую долю на рынке, так как с помощью такого рыночного уклада можно регулировать спрос на товар.
Анализ рынка олигополии проводится посредством нескольких основных общепринятых моделей, в основе которых положены все основные принципы и признаки работы данного рынка.
Состав олигополии
В состав олигополии входят два основных вида рынков - рынок со стандартизированным товаром и рынок дифференцированного товара.
Рынок со стандартизированным товаром. Такой рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, а также участников такого рынка не должно быть слишком много, например, около шести компаний. Если будет больше, то экономическая эффективность от их деятельности будет слишком мала и производство потеряет смысл и значение. Также при таком рынке необходимо очень серьезно выстраивать конкурентные отношение, так как изменение одного конкурентного параметра сильно изменит всю рыночную структуру. Например, изменение одного фактора производства, например цены или масса товара, сразу отразится на политике конкурентов, лучше всего в условиях олигополии делать такие изменения плавно и постепенно, иначе конкуренты могут принять «вызов», после чего последствия могут быть самые печальные;
Рынок дифференцированного товара. Такой рынок олигополии предполагает, что все фирмы – участницы продают товар дифференцированного характера, то есть разнообразный, а не схожий по функционалу и назначению. В таком случае, на рынке может быть достаточно много участников, зависимость друг от друга всех фирм не такая сильная, каждый может разрабатывать свою политику цен, объемов, рекламы и т.д. Это, конечно, скажется на других участниках, но не в сильной степени.
Классификация олигополии
Олигополия на рынке конкурентных отношений носит различный характер, поэтому ее сложно классифицировать по нескольким параметрам:
- Классификация по количеству участников рынка олигополии. Олигополия, как форма рыночных отношений, не ограничивает участников рынка, однако, есть общие тенденции, которые позволяют выявить средний процент объектов подобного рынка. Современные экономисты выявили среднее число олигополистических участников. На нижнем пороге олигополии их должно быть от 2-3 участника, а на верхнем до 24 участников на рынке со схожими товарами. В этом случае рынок можно признать олигополистическим. Минимальное количество продавцов на олигополистическом рынке должно быть 2 и не меньше, если менее, то это уже чистая монополия. Хотя надо отметить, что и 2 продавца это уже совсем близко к монополистическому строю, что в условиях конкуренции не должно быть. Когда достигается верхний предел участников олигополистического рынка, равный 24 объектам, тогда в этом случае также рынок олигополии, ввиду того, что уже с 25 участником начинается иная форма рыночных отношений, которая носит название монополистической конкуренции;
- Классификация по уровню устойчивости олигополии на рынке. В этом случае экономисты выделяют жесткую олигополию и расплывчатую. Жесткая представляет собой наличие на рынке всего лишь 2-3 продавцов, которые и диктуют правила рынка, поэтому он считается жестким, регулирование цен почти нет, ассортимент также ограничен, развитие такого рынка товаров идет достаточно медленно. Расплывчатая олигополия является самой распространенной, в этом случае на рынке около 6 участников или больше, в данном случае товарный ассортимент более широкий, ценовая политика более гибкая. Также в данном случае, из нескольких групп, конечно, есть фирмы или альянсы более сильных соперников и более мелких компаний, однако, все уживаются на одном рынке;
- Классификация олигополии по основным чертам. Также олигополия может носить более плотные черты или более разреженные. Плотность олигополии заключается в том, что на один небольшой рынок идет сильное сосредоточение продавцов, также внутри такого рынка возможны быстрые альянсы с целью вытеснения остальных участников рынка. В случае с разреженной олигополией все происходит наоборот, фирм достаточно мало (до 8 участников), и они редко соединяются друг с другом с целью выживания и повышения конкурентоспособности;
- Классификация по товарным признакам. Так, олигополию можно делить на ординарную и дифференцированную. Ординарная олигополия представляет собой рынок, где господствуют товары стандартного типа, например, рынок цветного металла или чугуна, железа, дерева и т.д. Рынок же дифференцированный, наоборот, предлагает товары различного образа и типа, но только в том случае, если это возможно. Примером такого рынка может стать рынок пищевой торговли, где полное разнообразие видов товара, его ассортимента, назначения и т.д.
Таким образом, олигополия классифицируется по различным признакам: по количеству участников на рынке олигополии, по уровню устойчивости на рынке, по товарным признакам и основным чертам. Все это дает представление о возможностях и особенностях рынка олигополии в современных конкурентных условиях торговли.