Сущность государственного бюджета
Бюджет государства – это документ, отражающий баланс доходов и расходов национальной экономики на будущий календарный год.
В нем определяются приоритетные направления финансирования реального сектора, социальных программ, иных политических решений. Часть средств уходит на содержание органов власти и центрального аппарата управления. Другие резервы отчисляются на обеспечение военной безопасности, финансовой независимости и экономической стабильности национальной экономики. Государственный бюджет является инструментом воздействия власти на экономические процессы в стране.
Доходы бюджета складываются из налогов, таможенных сборов и иных обязательных платежей. Расходы определяются потребностями аппарата управления, общества, решениями в сфере социального и экономического развития. Государством осуществляется бюджетный процесс, который включает в себя этапы разработки, исполнения и контроля над исполнением бюджета. В России бюджет имеет три уровня:
- Бюджет федерального уровня, а также внебюджетные фонды государства.
- Местные или муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды восполняемые средствами от местных налогов.
- Региональные бюджеты и внебюджетные фонды.
Составление бюджета предполагает соблюдение баланса его доходов и расходов, однако, достижение их равенства возможно лишь теоретически. На практике бюджет испытывает дефицит или профицит в зависимости от соотношения расходов и доходов. В случае профицита излишек средств переносится на следующий календарный год. При дефиците запускается программа преодоления негативных тенденций. Как правило, происходит урезание расходов, т. е. секвестр.
Причины возникновения дефицита бюджета
Дефицит предполагает нехватку средств. В случае дефицита бюджета наблюдается перерасход финансов, несоответствие расходов доходам. Достаточно часто наблюдается ситуация, когда поступление доходов не окупает все предстоящие расходы. Составление плана бюджета на следующий год происходит согласно принципу сбалансированности. Он заключается в том, что запланированные траты не должны превышать предполагаемое количество поступающих в бюджет денег. Доходы охватывают не только очевидные источники, но и различного рода заимствования, иностранные инвестиции и другое. Если в результате планирования бюджет выглядит несбалансированным, то он не может называться бюджетом.
Составление бюджета с профицитом так же нецелесообразно, так как такой бюджет повышает нагрузку на экономику.
Причинами возникновения дефицита бюджета можно назвать:
- Увеличение расходов государства в ходе экономических преобразований, изменений в промышленности.
- Рост долга государства, его неоплаченной части.
- Экономический кризис, снижающий доходы бюджета.
- Форс-мажор.
- Ошибки в организации и управлении финансовой системой страны.
- Несоответствие объемов государственного финансирования социальной жизни общества доходам бюджета.
- Коррупционные явления.
- Жесткая налоговая политика, увеличивающая теневую часть экономики.
Преодоление дефицита бюджета является одной из приоритетных задач экономики. Как правило, он накапливается десятилетиями, переходя из года в год. Часть расходов сократить невозможно, другая часть может вызвать социальные волнения в обществе. Кроме того, искать новые пути увеличения доходов бюджета достаточно сложно из-за ограниченности инструментов государственного влияния на экономику. Самый очевидный способ – увеличение налогового бремени, негативно сказывается на производстве, способствует росту криминальных явлений в экономике.
Дефицит бюджета может быть структурным и циклическим. Первый проявляется при любых показателях сальдо. Это естественное явление при поступательном экономическом развитии. Циклический дефицит возникает при спаде деловой активности и уменьшении поступлений из налоговой системы.
Преодоление роста дефицита бюджета государства
Очевидным выходом из дефицита бюджета является поиск источников дополнительных доходов. Однако, в рамках национальной экономики такой подход может вызвать негативные тенденции. Например, дополнительная эмиссия денег позволяет повысить доходы государства, вызывая неуправляемую инфляцию. Более выигрышным методом управления доходами может стать дополнительный выпуск государственных долговых обязательств. Он позволяет пополнить казну без влияния на рост цен.
Покрытие дефицита может осуществляться за счет увеличения налоговой нагрузки на субъекты экономики. Введение налогов, либо повышение их ставок позволяет увеличить доход в краткосрочной перспективе. В долгосрочной этот метод может привести к снижению деловой активности, сокращению совокупного дохода, увеличению теневой части экономики.
Самым действенным методом является постепенное уменьшение расходов бюджета. Применение этой тактики начинается с конца предыдущего бюджетного года. Стоит отметить, что существуют статьи бюджета, расходы по которым сократить невозможно. Например, выплата государственного долга.
Покрытие дефицита осуществляется двумя способами – денежным и долговым. Первый метод подразумевает кредитование финансовой системы страны Центральным банком. То есть, главный банк страны увеличивает объем эмиссии. Инфляция начинается из-за того, что часть денежной массы не подкреплена национальным продуктом. Эта мера преодоления дефицита хорошо работает в краткосрочные периоды. Выпуск облигаций является инструментом долгового финансирования. Использование облигаций не ведет к увеличению денежной массы.
Могут применяться другие источники доходов бюджета. Например, поступления от продажи государственных ценных бумаг на фондовом рынке, реализации запасов драгметаллов, разница курса валют. Внешними источниками могут быть иностранные кредиты, кредиты национальных организаций в иностранной валюте, средства, поступающие от займов, ранее выданных государством.