Понятие государственного бюджета
Государственный бюджет – это план государства по формированию доходов и расходов страны на будущий год.
Формирование бюджета происходит за счет средств, поступающих от представителей реального сектора, домашних хозяйств. Пополнение бюджета может осуществляться за счет внешних займов, выпуска государственных долговых обязательств, получения выплат процентов по займам, предоставленным страной ранее и так далее. Расходы бюджета составляют следующие статьи:
- Обеспечение обороны страны.
- Оплата работы государственного аппарата управления.
- Реализация социальных программ.
- Доступность общественных товаров и услуг.
С помощью бюджета государство может влиять на экономику страны, стимулировать отдельные ее отрасли, поддерживать приемлемый уровень жизни населения, внедрять инновации, обеспечивать развитие науки и техники. Кроме того, средства бюджета идут на поддержку тех отраслей народного хозяйства, которые не приносят коммерческого дохода.
Процесс разработки и исполнения бюджета, а также осуществления контроля над целесообразностью и рациональностью применения его средств осуществляется государственными органами власти, уполномоченными проводить бюджетный процесс. Созданный план имеет силу закона, и утверждается законодательными органами страны. В России бюджет имеет трехуровневую систему. Наполнение каждого из уровней бюджета осуществляется за счет соответствующих налогов, а также субсидии из бюджетов других уровней.
Бюджет составляется по принципу баланса доходов и расходов. Однако, такого их равновесия можно достичь только теоретически. На практике в зависимости от преобладания расходов или доходов бюджет может быть дефицитным или профицитным.
В первом случае государством принимаются меры по сокращению расходов, во втором – средства переходят на следующий календарный год или используются для целевых программ.
Налоги как вид доходов бюджета государства
Доходная часть бюджета формируется из налоговых и неналоговых поступлений. Под налогами понимаются обязательные платежи, осуществляемые субъектами экономики в пользу государства на безвозмездной основе. Это форма отчуждения имущества, принадлежащего предприятиям или частным лицам в виде собственности, имущества, денежных средств, финансовых обязательств и так далее. Налоговые ставки, сроки их уплаты регулируются соответствующим законодательством страны. С целью повышения доходов бюджета государство может увеличивать налоговое бремя на краткосрочный период. В долгосрочном периоде такие меры могут привести к спаду в производстве, уменьшению национального дохода и другим негативным тенденциям в обществе.
Налоговые поступления включают в себя следующие платежи:
- Выплаты налога на доходы домашних хозяйств.
- Обязательные отчисления во внебюджетные фонды социального страхования.
- Налоги на собственность.
- Различные виды косвенных налогов, уплачиваемых при реализации товаров и услуг.
- Налоги, уплачиваемые импортерами и экспортерами.
- Различные налоговые платежи регионального и местного уровней.
В России более 80% дохода бюджета федерального уровня составляют налоговые отчисления. Неналоговые доходы составляют около 7%, а доходы, приходящиеся на целевые внебюджетные фонды, – около 8%. Таким образом, средства, поступающие от налогоплательщиков, являются основой функционирования бюджета государства.
Особенности государственного долга
Дефицит бюджета является системным явлением. Разработка методов его преодоления является одной из приоритетных задач государственной власти. В случае, если государство покрывает дефицит с помощью заимствований формируется государственный долг. Он рассчитывается как сумма дефицитов, сложившихся за прошлые периоды за вычетом излишков бюджета.
Государственный долг рассматривается без встречных требований самого государства к его должникам. Сюда не относят обязательства по социальным и пенсионным выплатам.
Измерение долга может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте. Чаще всего, он рассматривается в качестве процентной доли от общего валового продукта. В российском законодательстве долг государства определяется как задолженность перед субъектами экономики, иностранными государствами и иными иностранными экономическими агентами.
По своей природе долг может быть:
- Внешним. Он представлен в виде задолженностей перед иными государствами и международными организациями. Формой задолженности может быть долг по ценным бумагам, кредитам, гарантиям по кредитам, долги по внешнеторговым операциям.
- Внутренним. Как и внешний, складывается в качестве долга по государственным долговым обязательствам, гарантиям по ним, кредитам государству и банкам, невыплаченным компенсациям и так далее.
Накопление государственного долга увеличивает нагрузку на будущие поколения в тех случаях, когда рост ВВП не догоняет стоимости обслуживания долга. В части пользования облигациями происходит перераспределение долга между населением. Те, кто пользуется долговыми обязательствами получают проценты. Та часть населения, которая не может воспользоваться этим видом доходов, только производит выплаты в виде налогов. Вследствие выпуска государственных ценных бумаг происходит сокращение частных инвестиций. Снижается общая устойчивость экономики к внешнему и внутреннему негативному воздействию.
В России максимальный показатель государственного долга был отмечен в 1998 году. Объемы долга закрепляются в бюджете страны на следующий год. В рамках бюджета устанавливается программ заимствований, а также утверждается решение о выпуске государственных долговых обязательств. Для управления долгом применяются различные методы. Например, несколько займов могут объединяться в одни долгосрочный. Этот прием называется консолидацией. При изменении изначальных условий займа осуществляется конверсия. Если происходит замена первоначального условия, то этот метод управления называется новацией.