Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансы в России в конце XIX – начале XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Финансы в России в конце XIX – начале XX в.

Финансовый капитал

Одним из направлений успешного развития банков было их активное вмешательство в деятельность предприятий самых различных отраслей.

Замечание 1

В результате путем объединения промышленного и банковского капиталов создавалась система финансового капитала.

В стране стали возникать объединенные промышленно­банковские монополии. Так, Русско-Азиатский банк контролировал деятельность ряда военных предприятий и многих железных дорог, Петербургский международный банк – деятельность судостроительных заводов, а также предприятий металлургической, горной, текстильной, стекольной и других отраслей промышленности. Азово-Донской коммерческий банк оказывал влияние на «Продамет» и «Продуголь», финансировал многие уральские металлургические заводы. Международный банк был тесно связан с трестом братьев Нобель и Англо-Голландским нефтяным трестом.

Крупнейшими отечественными банкирами в этот период были Вышнеградский и Путилов, фабрикантами – Нобель (нефтяная промышленность), Кнопп и Рябушинский (текстильная), Бродский (сахарная), Стахеев (хлебная торговля). Из числа помещиков выдвинулись крупные сахарозаводчики-Бобринский, Терещенко, Ярошинский.

Государственный бюджет и налоги

Состояние российских финансов было очень тяжелым.

Пример 1

Дефицит бюджета покрывался в основном иностранными и внутренними займами, а также выпуском бумажных денег. С конца 1880-х гг. бюджет стал сводиться без дефицита. В начале $XX$ в. в связи с русско-японской войной бюджет вновь оказался в тяжелом положении, только начиная с 1909 г. он вновь стал бездефицитным. Государственный бюджет Российской империи состоял из двух разделов: обыкновенного и чрезвычайного.

Каждый из них включал определенные статьи доходов и расходов, после чего они сводились по общему суммарному бюджету. Большие доходы обыкновенного бюджета обеспечивались через прямые и косвенные налоги. Налоги платили различные социальные слои населения, однако тяжесть налогового бремени была неодинаковой.

Значительную долю по прямым налогам платило крестьянство. Крестьяне платили государственный поземельный налог и выкупные платежи, которые поступали в доход госбюджета. В местный бюджет шли земские налоги. Размеры производимых выплат зависели от доходности земли. Важным источником пополнения бюджета были выкупные платежи, однако вследствие постоянного недобора в 1882 г. они были снижены, а после 1906 г. отменены.

Отмена выкупных платежей лишила казну ежегодных поступлений в размере более 90 млн. рублей. Они были компенсированы повышением ставок многих налогов, в том числе поземельного и промыслового.

Помещики платили государственный поземельный и земские налоги, ставка их была такая же, как и на крестьянские земли. Промышленники и торговцы платили в госбюджет промысловый налог (промналог). Он был установлен в 1898 г. и состоял из двух частей: основного (патентного) и дополнительного. При определении величины основного налога учитывались многие факторы, но основными были размеры полученной прибыли и величина основного капитала. Размер налога колебался от 500 до 1500 руб. для промышленных предприятий и от 12 до 500 руб. – для торговцев.

До 1906 г. в среднем промналог составлял 22,2% полученной в промышленности прибыли, затем его ставка была повышена в среднем до 30%. В начале $XX$ в. политика правительства была направлена на усиление роли косвенного налогообложения. Косвенные налоги выступали прежде всего в виде акцизов. Их доля в доходах бюджета 1913 г. составляла 47%, в то время как прямые налоги занимали 8%. Акцизы были установлены на такие виды товаров, как бумага, вино, водка, керосин, сахар, спички, табак и др. Поскольку они являлись товарами первой необходимости, то рост цен отражался прежде всего на малообеспеченных слоях населения. Первым по величине налогом в системе акцизного обложения был «питейный» налог, установленный на винно-водочную продукцию и дававший более 25% доходов бюджета 1913 г.

За ним следовал другой косвенный налог – таможенные пошлины. Большие доходы казна получала от экспорта продукции, прежде всего зерновых, а также от деятельности государственного сектора, доходы которого имели устойчивую тенденцию роста. В 1900 г. валовой доход государственного хозяйства к общей сумме государственных доходов составлял 31%, в 1913 г. – 34%.

Государственные расходы

Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям. В самостоятельные статьи расходов были внесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома и высших государственных учреждений. Особенностью российского бюджета был постоянный рост непроизводительных расходов, в 1913 г. они составили 59% всей расходной части бюджета. К производительным расходам относились казенные затраты, направленные на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (культура, медицина, образование и т. д.)

Самой крупной статьей расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение, они составляли 4,3% расходов государственного бюджета. Россия имела большой государственный долг, который в начале $XX$ в. значительно вырос:

  • за период с 1881 по 1900 гг. государственный долг Российской империи вырос с 4,9 до 7,9 млрд. руб.,
  • в период с 1900 по 1914 гг. – с 7,9 до 12,7 млрд. руб.

Соответственно, увеличивались и статьи бюджета по обслуживанию этого долга.

Стабилизация финансовой системы. С. Ю. Витте

В августе 1892 года эстафету министра финансов принял С.Ю. Витте, которому предстояло пройти самый ответственный этап напряженного финансового марафона, начатого более десятилетия назад Николаем Бунге. Бывшие министры, и Н. Бунге, и А. Вышнеградский были не только незаурядными министрами, но и творческими учеными, умевшими подходить к практике со стратегических позиций. Благодаря этому они смогли в трудных условиях заметно укрепить государственные финансы и создать солидный золотой запас для будущих реформ. Однако, при всем уважении к ним, нельзя не признать, что С.Ю. Витте был на порядок выше и как стратег, и как организатор.

С. Ю. Витте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Николай II в январе 1897 г. на совещании финансового комитета, состоявший в основном из сторонников С. Витте, издал указ «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Действовавший до этого временный курс обмена кредитных денег (1:1.5) был закреплен бессрочно. На его основе началась чеканка новых золотых монет достоинством 5, 7.5 (пол-империала), 10 (червонец, основная монета), 15 (империал) рублей.

Спустя восемь месяцев вышел указ об основах производства и обращения серебренных монет: рубль, полтинник и 25 копеек чеканились из высокопробного серебра. Но сделки, оплачиваемые такой монетой, не должны были превышать 25 рублей, что подчеркивало ее вспомогательный характер. Разменной монетой служили мелкие деньги из низкопробного серебра и меди.

Большая заслуга С. Витте состояла также в эффективном изменении структуры доходной части государственного бюджета. Так, в 1903 году косвенные налоги, среди которых преобладали поступления от винной монополии, таможенные пошлины и государственные регалии составили 1154,4 млн. рублей или 57 % всех доходов. Казенный сектор, в основном государственные железные дороги, перечислил в бюджет 570.7 млн. рублей. На его долю приходилось 28 % его доходной части.

Замечание 2

Таким образом, денежная система находилась в хорошем состоянии. На 1 января 1914 г. сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, достигла 1665 млн. рублей, которые прочно опирались на 1695 миллионный запас золота.

Таким образом, обновленные деньги и финансы России в начале $XX$ века обладали достаточно солидным запасом прочности.