Особенности государственного бюджета
Государственный бюджет – это баланс расходов и доходов, запланированных на следующий календарный год.
Составлением бюджета страны занимаются уполномоченные органы власти. В России к ним относятся Правительство, Федеральное собрание. Они занимаются разработкой бюджета и его утверждением. За исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейство, уполномоченное осуществлять кассовые операции, управлять счетами бюджета.
Утвержденный бюджет государства имеет силу закона.
Доходами бюджета являются поступления из налоговой системы, а также различные виды неналоговых платежей. Доходы могут поступать из бюджетов других уровней. Расходы бюджета связаны с содержанием государственной власти, предприятий бюджетной сферы. Бюджетные средства идут на обеспечение военной безопасности страны. Они используются для реализации социальной и экономической политики, субсидирования отдельных отраслей народного хозяйства.
В России бюджет имеет трехуровневую систему, которая включает в себя:
- Федеральный бюджет.
- Региональный бюджет.
- Местный бюджет.
Разработка бюджета следует принципу сбалансированности. При его создании на следующий календарный год стремятся к сохранению соответствия количества расходов и доходов. Однако, на практике происходит перекос, который ведет к дефициту или профициту бюджета. В зависимости от ситуации исполнительными органами власти принимаются действия для сохранения баланса системы.
Важной составляющей исполнения бюджета является контроль над расходованием денежных средств. Для этого осуществляется бюджетный учет. Он включает в себя мероприятия по регистрации и обобщению информации о состоянии денежных и финансовых активов страны. Учет бюджетных средств осуществляется согласно плану счетов, который утверждается Министерством финансов РФ.
Налоговые поступления в государственный бюджет
Формирование доходов бюджета осуществляется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Большую часть составляют доходы от налогов до 84% процентов всего бюджета государства. Поступление доходов в государственную казну регламентируется налоговым законодательством. Налоги представляют собой обязательные платежи, поступающие от субъектов хозяйствования на безвозмездной основе. Кроме того, эти средства не подлежат возврату. Внутри бюджета сконцентрирован национальный доход, который поступает в него в виде налоговых платежей.
В случае, если доходная часть превышает расходную, говорят о профиците бюджета. Он позволяет укрепить экономику, увеличить финансовые запасы страны, а также увеличить расходы. Если расходы превышают доходы, то складывается бюджетный дефицит, для преодоления которого используются определенные инструменты.
Налоговые поступления в государственный бюджет включают в себя:
- Сборы и пошлины.
- Налоги, поступающие от импортеров и экспортеров.
- Налоги, уплачиваемые владельцами имущества.
- Отчисления, проводимые во внебюджетные государственные фонды.
- Налог на доходы населения.
- Налог на добавочную стоимость, формируемую предприятиями.
- Косвенные налоги на реализацию продукции.
- Акцизы.
Кроме того, поступления в различные уровни бюджета могут осуществляться из других бюджетов. В России бюджет имеет три уровня. Излишки средств переводятся на уровень выше или ниже. При этом они сохраняют свою автономность и независимость. Для финансирования местного и регионального уровней применяются специфические формы налогообложения. Так же осуществляется распределение средств из федерального бюджета. Около 50% денег из него поступает в региональный и местный бюджеты. Такие налоги как акцизы, налог с продаж и налог на прибыль распределяются между всеми уровнями.
Существенную долю доходов государственного бюджета составляют неналоговые поступления. На них приходится около 15% всего объема денежных поступлений в бюджет государства.
Неналоговые поступления в бюджет
Отличительной особенностью неналоговых доходов бюджета является отсутствие фискального характера. Они не подвергаются жесткому планированию, как правило, рассчитываются по данным за прошлый период. Элементы неналоговых поступлений регламентируются органами власти РФ. Они могут быть обязательными и добровольными. Однако, большая часть доходов складывается из обязательных платежей. Часть платежей может изыматься принудительно в случае, если субъект отказывается проводить перевод денежных средств.
Неналоговые поступления обычно используются для целевых нужд, что закрепляется правовыми актами, уточняющими их порядок исчисления и взимания. К неналоговым доходам относят следующие виды денежных поступлений:
- Получение денежных средств за счет эксплуатации государственной и муниципальной собственности. Сюда относят дивиденды по ценным бумагам, принадлежащим государству, арендные платежи, проценты от размещения в банках государственных средств, доходы от государственных услуг, компенсации, перечисление прибыли Центробанка, платежи, оплата квот.
- Продажа имущества государства включает в себя доходы от приватизации, деньги от продажи акций, квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, оборудования.
- Реализация государственных запасов.
- Продажа земли и нематериальных активов.
- Поступление трансфертов от частных лиц.
- Платежи административного характера (например, штрафы).
- Санкции, требующие оплаты нарушений.
- Прибыль от внешнеэкономической деятельности, включающая в себя проценты по госкредитам, доходы от реализации запасов, суммы от централизованного экспорта.
На региональном уровне неналоговые доходы представляют собой денежные потоки, поступающие на счета территориального образования. Он так же пополняется арендными платежами, доходами от оказания государственных платных услуг, компенсациями и штрафами за нарушение законодательства, платежами от предприятий, загрязняющих природу, использующих лес. Местные бюджеты наполняются субсидиями от других уровней бюджета, субвенциями, добровольными и безвозмездными взносами со стороны частных лиц.