Государственное регулирование
Государственное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, осуществляемых властными органами для корректировки работы национального хозяйства.
Особенности экономической системы полностью или частично влияют на принципы государственного вмешательства в экономику и степень его воздействия на хозяйственную структуру. Сегодня большинство стран мира придерживается рыночной модели, которая подразумевает ограничение возможностей влияния государственной власти на экономику. Жесткое регулирование присуще командно-административной системе, в которой все процессы централизованы и полностью управляются властными органами. Такое становится возможным из-за наделения государственного аппарата неограниченными возможностями, монопольным правом на ресурсы, а также правом на директивное ценообразование.
В рыночной экономике государство сохраняет инструменты косвенного воздействия на экономическое развитие и рост. Оно осуществляется через налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику. С помощью этих инструментов, государство может поддерживать отрасли, не являющиеся прибыльными, но имеющими важное социальное значение.
Государство в национальном хозяйстве выполняет следующие задачи:
- Создание законов и нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственны процессы и отношения.
- Организация антимонопольного регулирования.
- Распределение денежных и финансовых ресурсов.
- Поддержка науки.
- Контроль над использованием природных ресурсов.
- Поддержание баланса отраслевой структуры.
- Обеспечение приемлемых значений социально-экономических показателей.
- Поддержка производства общественно значимых благ.
Таким образом, государственное регулирование экономики является частью нормального функционирования национального хозяйства. Его основная цель заключается в поддержании экономической стабильности и независимости, а также в обеспечении положительных тенденций роста и развития национального хозяйства.
Принципы и методы государственного регулирования экономики
Цель государственного регулирования экономикой - поддержание стабильного функционирования национального хозяйства, особенно в периоды смены фаз экономического цикла. В России регулирование стало необходимостью в период перехода от плановой модели хозяйствования к рыночной. Государство использует методы законодательного или контрольного характера для внесения изменений или корректировок в текущие хозяйственные процессы. Меры применяются для регулирования производственного выпуска, финансовых потоков, либо ресурсной базы.
Методы государственного регулирования могут быть:
- Прямыми. Они представляют собой комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйствования требований и распоряжений государственной власти.
- Косвенными. Воздействие государства осуществляется через влияние на интересы производителей.
К административным методам влияния относят рационирование, контингентирование, лицензирование, квотирование, введение контроля над ценами. Они применяются в случаях крайней необходимости, так как оказывают сильное воздействие на все сферы хозяйственной жизни. Более мягкими и эффективными мерами являются экономические прямые и косвенные. Инструменты прямого воздействия включают в себя финансирование из бюджета, проводимое в виде дотаций, субсидий, пособий и субвенций. Косвенные инструменты осуществляются через бюджетно-финансовую и кредитно-денежную политику.
Косвенные меры характерны для рыночной модели хозяйствования. Они не оказывают прямого воздействия, но устанавливают ограничения, которые стимулируют или сдерживают деловую активность, что сказывается на производственном выпуске и потреблении, то есть на соотношении предложения и спроса.
Государственное регулирование экономики России
Государство участвует в рыночной экономике, в качестве субъекта отношений, а также как властный орган, способный оказывать на нее влияние. Государственная власть может быть продавцом или покупателем. Но ее основная задача заключается в поддержании стабильности и независимости национального хозяйства, а также социальной защищенности граждан. Обеспечение достойного уровня и качества жизни позволяет укрепить экономику страны, повысить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Власть вмешивается в рыночную экономику в периоды смены фаз экономического цикла. Но государство может влиять на национальное хозяйство и в спокойные периоды, стимулируя или сдерживая деловую активность. Российская экономика отличается большой долей государственных предприятия и предприятий государственно-частного партнерства. Политические курс направлен на постепенное уменьшение доли государственного сектора. Проблема ликвидации перекосов в экономике связана с неэффективностью политических действий и проводимых реформ.
Россия идет в разрез с мировыми тенденциями. Стремление к передаче большей части реального сектора в частные руки пагубно сказывается на национальном хозяйстве. Практика западных стран показала, что крепкий государственный сектор является опорой всей экономики. Еще одной проблемой регулирования в России можно назвать отсутствие единого управления функционированием российского госсектора. Оно эффективно только в стратегических отраслях.
Управление финансовыми потоками возможно при совместной деятельности государственной власти и частного сектора. Но инициатива должна оставаться за государственным сектором. Эксперты считают, что реформирование экономики России следует проводить исходя из принципа эффективного управления государственными активами.
Инновационная деятельность сегодня является залогом конкурентоспособности на международном рынке. В стране необходимо наладить трансфер технологий, а также обеспечить финансовую базу с помощью крепкой банковской системы. Здесь важна законодательная власть государства, направленная на установление ограничений и принципов осуществления финансовой деятельности.