Миграция и ее виды
Миграция – это перемещение людей из одного региона в другой или из одной страны в другую с целью смены постоянного места жительства.
Миграция может осуществляться большими группами людей на дальние расстояния в зависимости от причин и целей переселения. В самом общем виде под миграцией понимается любое территориальное перемещению людей. Оно может осуществляться между поселком и городом, между соседними областями и регионами, а также между отдаленным регионами одной страны. Люди могут пересекать континенты и океаны для получения более выгодных условий для жизни.
В зависимости от особенностей перемещения миграцию разделяю на внутреннюю и внешнюю, сезонную. Она может происходить под влиянием урбанизации, либо рурализации. Если в развивающихся странах население стремится перебраться в город, то в развивающихся странах все происходит с точностью наоборот. К видам миграции относят паломничество, движение кочевых племен. По длительности она может быть долгосрочной или временной. В зависимости от дальности передвижения и легальности выделяют маятниковую, приграничную, транзитную и нелегальную миграцию.
Население переезжает по разным причинам. К наиболее значимым относят социальные, культурные, военные, политические и экономические. Чаще всего, причиной переезда является желание улучшения качества жизни семьи. Человеком принимается решение о переезде, далее реализуется само перемещение. Первые несколько лет человек адаптируется к новым условиям жизни.
Таким образом, миграция – это вынужденный или добровольный переезд в другое место жительства с целью поиска работы и закрепления на новом месте.
Государственное регулирование миграции
Миграция в современном мире стала неотъемлемой частою глобальных экономических процессов. По мере всеобщей интеграции миграция стала одним из инструментов перераспределения трудовых ресурсов, так как основным ее двигателем является поиск наиболее комфортных условий жизни с экономической точки зрения. Миграция приобрела огромные масштабы, распространилась практически на все слои населения.
Государственное вмешательство в миграционные процессы стало одним из средств регулирования социально-демографического положения общества. Миграция оказывает воздействие по следующим направлениям:
- Социально-экономическая жизнь общества.
- Обеспечение экономического роста и развития.
- Экономическая безопасность.
- Права и свободы личности
В России в 1992 году был создан Комитет по делам миграции. С тех пор он преобразовывался, но его основная задача сохранялась. Цель существования Федеральной Миграционной Службы России заключается в выполнении федеральных миграционных программ. Сегодня действует политическая программа, направленная на регулирование миграционных потоков. Первый ее этап длился с 2012 по 2015 годы. В этот период были приняты нормативные акты, разработаны программы и создании центры содействия иммиграции и инфраструктуры для мигрантов. С 2016 по 2020 год начался этап практической реализации федеральной программ. К 2021 году планировалось снизить отток населения с Дальнего Востока и из Сибири. Период с 2021 по 2025 год станет временем подведения итогов, внесения корректировок в действующую программу.
Миграционная служба наделена существенными полномочиями. Она может влиять на интенсивность миграции, управлять потоками иммигрантов. Такой подход стал необходимостью. Демографическая ситуация в стране привела к нехватке рабочих кадров, компенсировать которую было решено через привлечение иностранной рабочей силы. Относительно иностранных граждан в стране придерживаются принципов Декларации о правах человека. Любая страна имеет право устанавливать свои меры по контролю иностранных граждан, но при этом учитывать международные соглашения и нормы.
Инструменты государственного регулирования трудовой миграции
Каждая страна преследует собственные интересы, реализуя программу миграции. Чтобы снизить отрицательные последствия от въезда иностранных граждан и усилить положительный эффект, используются инструменты государственного регулирования. Его цель заключается в обеспечении поступления на внутренний рынок труда необходимых кадров.
Если страна занимается импортом рабочей силы, то к его инструментам миграционной политики относят:
- Законодательство о профессиональном, юридическом и политическом статусе мигрантов.
- Межгосударственные соглашения.
- Национальные службы миграции.
Практически в каждой стране органы миграционных служб занимаются выбором, распределением и использованием рабочей силы. Иммигранты задействованы в сферах, где необходим неквалифицированный труд. Относительно приезжих рабочих существует дискриминация по уровню оплаты труда, несмотря на то, что на законодательном уровне такое запрещено. Иностранные граждане сталкиваются с проблемой аренды жилья, получения образования, медицинской помощи. Часто применяются схемы ротации кадров, когда одни приезжие работники через какое-то время заменяются другими. Государства вводят соответствующие ограничения на въезд, позволяющие привлечь трудоспособных иностранных граждан.
Инструментами миграционной политики выступают уплата пошлины мигрантам за трудоустройство, первоочередной прием иммигрантов, которые готовы вкладываться в национальную экономику, сбор налогов с предпринимателей, привлекающих иностранных рабочих. Самой распространенной мерой является ограничение времени пребывания в стране для разных категорий граждан.
Относительно нарушителей миграционного режима могут применяться санкции. Среди них выделяют депортацию, штрафы и тюремное заключение. Эти меры распространяются как на самих мигрантов, так и на тех граждан, которые способствовали их въезду. В зависимости от экономической ситуации в стране государство может ограничить въезд мигрантов, выслать часть из них обратно на родину, либо стимулировать переселение иммигрантов. Это делается обычно при росте уровня безработицы в стране.