Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики — это система типовых мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер. Их проводят в жизнь правомочные государственные учреждения и общественные организации для того, чтобы стабилизировать или приспособить существующую социально-экономическую систему к изменяющимся условиям рынка.
Цели государственного регулирования цен
Регулирование цен со стороны государственных органов должно производиться для осуществления следующих целей:
- Преодолеть инфляционные ожидания производителей;
- Обеспечить относительную стабильность цен;
- Создать систему льгот и преференций для российских производителей продукции;
- Использовать государственное предпринимательство с целью роста производства определенных видов продукции и воздействия на уровень цен;
- Оказать поддержку отечественным предприятиям, в частности экспортерам конкурентоспособных товаров на мировых рынках;
- Обеспечить финансовую помощью в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетной и льготной банковской ссуды с целью поддержки требуемого уровня цен по отдельным видам продукции (услуг), а также по отдельным производствам и отраслям;
- Стимулировать экономический рост и содействовать прогрессивному сдвигу в структуре экономики;
- Поддержать беднейшие слои населения и др.
Необходимость вмешательства государственных структур в процессы ценообразования основана на том, что свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует безопасность и справедливость.
Способы регулирования цен со стороны государства
Все способы регулирования цен государством делятся условно на прямые и косвенные (директивные и экономические).
В состав способов директивного (прямого) регулирования ценообразования можно включить установку фиксированных цен. Так, в любой стране приняты фиксированные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта.
Еще один способ директивного воздействия состоит в установке предельных (максимальных и минимальных) цен.
Примером установления предельных цен может быть сфера электроэнергетики, так в стране устанавливаются предельные уровни тарифов на оплату энергии, которую потребляет население. Еще один пример — это минимальные цены на водку, ликероводочные и другие алкогольные изделия крепостью более 28 градусов.
Государство действует на цены с помощью формирования базовых цен и установления предельных коэффициентов их изменение. Такую систему в частности используют при расчете тарифов на услуги связи. Установка всех коэффициентов происходит дифференцированно в соответствии с: видами услуг, категориями потребителей, временем суток, днями недели, способами обслуживания и др.
Органы государства используют и способ индексации цен. Например, такое ценообразование широко применяется в процессе регулирования тарифов на железнодорожные перевозки грузов.
Есть еще несколько способов регулирования цен со стороны государства:
- Формирование предельного размера снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (таким образом, например, происходит регулирование торговых надбавок к ценам на продукты питания первой необходимости и лекарственные препараты);
- Установка предельного уровня рентабельности (примером может быть расчет ставок оплаты за пользование вагонами и контейнерами, который осуществляется при учете обеспечения 25 % уровня рентабельности грузовых перевозок);
- Установление гарантированных цен (так, предусмотрена возможность использовать гарантированные закупочные цены в случае реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству).
Результаты государственного регулирования цен
Вмешательство государственных органов в рыночное ценообразование часто можно свести к принудительной установке цены на уровне ниже, чем рыночное равновесие спроса и предложения. В качестве объяснения подобного вмешательства выступают, в первую очередь, социальные проблемы, включая ограниченный доступ к потребительским благам или ресурсам, неравенство в доходах и др. Тем не менее, история показала, что еще никогда не удалось решить хотя бы одну из данных проблем с помощью вмешательства государства в механизм ценообразования.
Результаты контроля цен могут быть различными, но все они, особенно, которые применяются долгое время, имеют отрицательный эффект в экономической и социальной сфере. Последствия выражаются товарным дефицитом, нехваткой и недопроизводством продукции. Все эти факторы негативно отражаются на обществе в целом.
Государство не раз пыталось решить проблему бедных слоев общества и защитить их путем установления принудительно низких цен. Тем не менее, вопрос не был решен, так как недопроизводство и дефицитность стали «уводить» имеющуюся продукцию в теневой (спекулятивный) сектор.
Установка низких цен принудительным методом приводит к возникновению теневых рынков, в которых дефицитная продукция реализуется по более высоким ценам, что обусловлено спекулятивной надбавкой. Для социально незащищенных групп данная продукция и цены становятся еще более недоступными, при этом количество неплатежеспособных граждан растет.
Контроль цен способен вести также к сокращению производства, возникновению теневой экономики в разных областях. Как известно, особенность теневых структур заключается в их «неуловимости», в особенности для официального налогообложения со стороны государства. По этой причине такие субъекты сокращают реальную возможность социальной защиты граждан и бюджетных отраслей, так как не платят налоги.
В качестве наиболее очевидных последствий разрушенного равновесия цен выступают очереди покупателей за дефицитными товарами, социальная напряженность и общественное недовольство правительственной политикой. Здесь необходимо принятие таких мер, как рационирование и нормирование потребления недостающей продукции, ее распределение по талонам (специальным карточкам) и др.