Государственный долг — это определяемая на конкретный момент времени, общая суммарная стоимость непогашенных займов, осуществленных государством для покрытия дефицита бюджета и других, определенных законодательством целей, а также невыплаченных процентов, взимаемых за обслуживание этих займов, и гарантий, предоставленных по обязательствам других государственных структур.
Сущность государственного долга и его формы
Государство является одним из ключевых субъектов современных рыночных отношений. Оно активно принимает в них участие, в том числе, в результате осуществления финансовых заимствований у других стран, компаний, населения.
Долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами международными организациями и другими субъектами международного права в своей совокупности образуют государственный долг.
Зачастую государственный долг возникает в том случае, если бюджет государства исполняется с дефицитом, то есть его расходы превышают поступающие доходы. Тогда государству требуется дополнительный объем денежных средств, за счет которых можно профинансировать непокрытые расходы.
С другой стороны, эти средства должны быть в избытке у других экономических субъектов, которые выступают в качестве кредиторов. Государство принимает на себя новые финансовые обязательства различными способами. В настоящее время большую популярность приобрели государственные ценные бумаги (чаще всего, в форме облигаций). Это вызвано тем, что они обладают большой ликвидностью, в них понятно расписаны основные условия размещения и погашения, их могут приобрести обычные граждане.
Также до сих пор значительную долю в структуре государственного долга занимают кредиты. Правительства стран и руководство регионов зачастую обращаются в коммерческие банки и крупные компании, которые готовы дать взаймы крупную сумму денег. Кроме того, кредит может быть оформлен межправительственным соглашением, когда одна страна напрямую даёт деньги другой стране под обязательства их возврата с процентами.
Ещё одной формой государственного долга являются государственные гарантии. Государство в лице своих государственных органов может принимать участие в кредитных отношениях как третья сторона – гарант, который подтверждает перед кредитором возможность и способность заемщика вернуть ссуду. Если заемщик не исполнит свои обязательства, то обязанность по их исполнению перейдет к государству.
Таким образом, к настоящему времени теория и практика экономической деятельности государства привели к тому, что государственный долг является одним из основных экономических инструментов государства, который существует в различных формах и может использоваться для удовлетворения текущих нужд и оказания влияния на макроэкономическое развитие.
Экономические последствия роста государственного долга
Категория государственного долга была предметом большого числа исследований. Их результаты говорят о неоднозначности степени и характера воздействия государственного долга на экономику различных стран мира.
В частности, было определено, что для группы развивающихся стран существует количественно определенный максимальный предел внешнего долга, превышение которого отрицательно воздействует на экономическое развитие этих стран. Так, если внешний долг достигает уровня в 60% от ВВП, то темп прироста ВВП начинает уменьшаться на 2%. В то же время для развитых стран такого предела по сути не существует: они продолжают увеличивать свой и так огромный государственный долг (например, как в США, в Японии), сохраняя при этом высокие темпы экономического роста.
Кроме этого, экономисты смогли обнаружить наличие следующих последствий от использования такого инструмента, как государственный долг:
- в странах с переходной экономикой (от административно-командной системы к рыночной) в первые два десятилетия существовала отрицательная зависимость между объемом внешнего долга по отношению к ВВП и темпами прироста ВВП на душу населения (если госдолг возрастал на 1%, то прирост ВВП сокращался на 0,06%);
- государственный внешний долг в основном оказывает воздействие через такой канал, как изменение уровня накопления капитала (а не изменение уровня производительности капитала, как многими считается);
- внешняя задолженность государства имеет отрицательную корреляцию с динамикой инвестиций;
- в некоторых странах объем государственного внутреннего долга (в отличие от внешнего долга) имеет положительную зависимость с динамикой ВВП на душу населения;
- если темп прироста ВВП оказывается меньше, чем темп прироста государственного долга, то фактически осуществляется переложение налогового бремени на будущие поколения;
- выпуск государственных ценных бумаг (как одна из форм государственного долга) вытесняет с финансового рынка частные инвестиции;
- увеличение государственного долга (особенно, внешнего долга в иностранной валюте) способствует снижению устойчивости национальной экономики к негативным рискам;
- государственный долг (прежде всего, внутренний) является одним из механизмов перераспределения доходов среди населения (между теми, кто приобретает государственные ценные бумаги, теми, кто является налогоплательщиком, и теми, кто является получателем государственных субсидий и дотаций).
Таким образом, государственный долг является действенным экономическим инструментом. С его помощью страны не только покрывают дефицит государственного бюджета, но и регулируют развитие национальной финансовой системы и международных экономических отношений.