Понятие и сущность годового выпуска продукции
Годовой выпуск продукции – это общий (суммарный) объем произведенного в течении года товарного продукта, выраженный посредство различных показателей.
Основой любой экономики выступают производство товарной продукции и ее последующая реализация. Фактический объем произведенной продукции как раз и отражает объем ее выпуска. Иначе говоря, годовой выпуск есть ни что иное, как продукция, произведенная (выпущенная) в течении года.
Выпуском товарной продукции занимаются различные экономические субъекты – и хозяйствующие субъекты, и домохозяйства. Каждый из них в течении года способен выпустить определенный объем продукции. Если посчитать ее суммарную величину, мы получим объем годового выпуска продукции.
Показатель годового выпуска продукции играет огромную роль. Его значимость определяется с двух сторон:
- с стратегической точки зрения годовой выпуск продукции позиционирует предприятие или национальную экономику в целом, характеризуя их производственные возможности и ассортиментную политику;
- с финансовой точки зрения годовой выпуск продукции выступает в роли ключевого объемного значения, характеризующего общие масштабы производственной деятельности.
Виды годового выпуска продукции
Говорить о годовом выпуске продукции принято как на микро, так и на макроуровнях. В первом случае речь идет о годовых объемах производства отдельно взятых хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, фирм), а во втором случае – об объемах производственной деятельности национальной эконмической системы в целом. Само значение данного показателя может быть двух основных видов:
- плановое значение (продукция, производимая по плану в будущем);
- фактическое значение (продукция, уже произведенная).
Плановый объем годового выпуска продукции рассчитывается на перспективу, исходя из текущих производственных возможностей, а фактический отражает реальный выпуск продукции за прошедший год. Зачастую два эти показателя подлежат сравнению, в процессе которого определяются относительные и абсолютные отклонения выпуска, а также причины и факторы, оказавшие на них влияние.
Помимо прочего годовой выпуск продукции может быть валовым, сменным оптимальным и пр.
Теоретические основы расчета годового выпуска продукции
В экономике годовой выпуск продукции рассчитывается как на плановую перспективу, так и за прошедший календарный период. Так или иначе, он может быть рассчитан и измерен в натуральных либо стоимостных измерителях.
Натуральные измерители характеризуют вещественные аспекты производственных процессов и устанавливаются в физических единицах (пример – штуки, единицы, тонны, литры и т.д.). Таким образом, фактически произведенная продукция рассчитывается по фактическим объемам производства.
Стоимостные измерители позволяют рассчитать количественные характеристики производственного процесса в стоимостном (денежном) выражении. В этом случае выпущенная продукция измеряется в денежных измерителях – рублях, долларах, евро и т.п.
Расчёт величины годового выпуска продукции производится по определенной методике. В общем виде формула его расчета представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Формула расчета годового выпуска продукции на микро-уровне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта годовой выпуск продукции определяется как среднее суммарное значение выпуска продукции за общее число смен (рабочих дней) в году. Подобным образом может быть рассчитана как натуральная, так и стоимостная величина годового выпуска продукции.
Если говорить о расчете годового выпуска продукции на макроуровне, то в этом случае суммируется валовый годовой выпуск продукции хозяйствующих субъектов территории страны. Формула, по которой производится расчет показателя, приобретает соответствующее значение.