Особенности предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная инициативная деятельность субъекта, направленная на регулярное извлечение прибыли.
Рыночная экономика наделяет предпринимателя правом заниматься любым видом деятельности, не противоречащим законам страны. Для того, чтобы начать работать, ему необходимо зарегистрировать свои права и желания в официальных органах власти. Предпринимательство может быть коммерческим, сервисным, производственным, торговым, кредитно-финансовым.
Субъектами предпринимательства могут выступать граждане страны и нерезиденты, а также юридические лица. В России предпринимательство подчиняется Гражданскому кодексу РФ, а также федеральным законам, регламентирующим отношения между участниками рынка.
Сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске возможностей и перспектив, позволяющих получать регулярный доход в долгосрочной перспективе. Чтобы конкурировать с другими предприятиям приходится изыскивать различные пути совершенствования собственных благ и сбыта.
В масштабах макроэкономики предпринимательство выполняет следующие функции:
- Объединение факторов производства (денежных, трудовых ресурсов, капитала, земли, информации, предпринимательских навыков)
- Комбинирование ресурсов и организация управления таким образом, чтобы получать регулярный результат.
- Новаторство и хозяйственная активность, способствующая расширению предложения и удовлетворению потребностей покупателей.
В ходе предпринимательской деятельности субъект использует собственные средства и сбережения, либо уставной капитал. Так же он может привлекать средства инвесторов, использовать банковские кредиты и займы. Для некоторых видов деятельности необходимо государственное лицензирование. Требуется реклама и продвижение для того, чтобы информировать рынок о своем продукте или услугах. Если бизнес хорошо растет и масштабируется, то со временем для привлечения средств предприятием может выпустить акции, которые будут котироваться на бирже и приносить дополнительный доход. Еще одной формой экономической деятельности может стать продажа или покупка готового бизнеса.
Стимулирование предпринимательской деятельности
Государство заинтересовано в развитии предпринимательства, особенно его малых и средних форм. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики, а также поддержать ее рост и развитие. Именно в частном секторе производится и реализуется востребованный обществом продукт. Поддержка предпринимательства создает условия для конкурентной борьбы, которая положительным образом влияет на научно-технический прогресс и технологии.
Государственная власть может использовать следующие методы стимулирования предпринимательской деятельности:
- Разработка и реализация программ по развитию предпринимательства.
- Создание и развитие объектов инфраструктуры.
- Стимулирование спроса на готовую продукцию.
- Предоставление налоговых и таможенных льгот.
- Проведение мероприятий по выделению территорий опережающего развития.
- Имущественная поддержка субъектов малого бизнеса.
- Учет потенциала малого и среднего бизнеса.
Чтобы мероприятия были эффективными, со стороны органов власти осуществляется методическое сопровождение, обеспечивающее разработку и реализацию государственных программ.
Предпринимательство позволяет государству решать ряд задач в области занятости. Развитие малого и среднего бизнеса создает дополнительные рабочие места для населения, что положительным образом влияет на рост благосостояния и покупательной способности. Еще одним направлением государственного регулирования является предоставление льгот для фермерских хозяйств, которые берут землю в аренду или приобретают в долгосрочное пользование.
Формы и методы стимулирования предпринимательской деятельности
Государство применяет ряд методов для стимулирования предпринимательской деятельности. Их условно разделяют на две большие группы:
- Экономические.
- Административные.
Экономические методы включают в себя налогообложение, перераспределение доходов и расходов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, осуществление государственной предпринимательской деятельности. К административным методам относят принятие и корректировку законодательства, контроль за его соблюдением.
Считается, что рыночный механизм способен самостоятельно справляться с задачами стимулирования и поддержания конкуренции. Однако, провалы рынка могут быть компенсированы только за счет государственного регулирования. В России данное направление поддерживается федеральным законом. Предприниматели могут в заявительном порядке обратиться к органам власти для получения поддержки. Кроме того, соблюдается равенство прав для всех участников рынка. Все процедуры поддержки носят открытый характер.
Самой действенной формой стимулирования является финансовая. Она заключается как в прямом субсидировании отдельных видов деятельности и отраслей, так и в применении косвенных инструментов. Это может быть предоставление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов на определенный срок. Территория может относиться к свободной зоне, где действуют определенные льготы и преференции для инвесторов.
Центральный банк страны так же может влиять на деловую активность через уменьшение или увеличение ключевой ставки и нормы резервов. Если ключевая ставка снижается, то активность повышается, так как кредиты становятся более доступными. Уменьшение резервов позволяет более активно использовать их для выдачи заемных средств.
Таким образом, государственная власть использует прямые и косвенные методы поддержки предпринимательства. Это могут быть не только финансовые инструменты, но и консалтинговые услуги, принятие законов, усиление институциональных связей.