Фирма как основной субъект рыночной экономики
Фирма – это независимый субъект экономики, который создается предпринимателем с целью регулярного извлечения дохода.
Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Именно ею осуществляется создание благ, которые идут на сбыт с целью удовлетворить потребности покупателей. Компании обязаны выплачивать налоги в пользу государственного бюджета. Получается, что фирмы с одной стороны обеспечивают платежеспособный спрос, а с другой стороны приносят доход в казну страны, который идет на решение социально-экономических нужд. То есть роль фирм в экономике очень важна.
Фирмы классифицируют по следующим признакам:
- Вид хозяйственной деятельности.
- Характер совершаемых операций.
- Отраслевая принадлежность.
- Территориальному расположению.
- Степень концентрации производства.
Чаще всего классификация осуществляется по численности сотрудников и годовому обороту средств. Предприятия, относящиеся к категории малых, могут пользоваться льготами, предоставляемыми государством. В каждой стране устанавливаются свои критерии для их определения. Россия к малым предприятиям причисляет фирмы, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а годовой оборот - 800 миллионов рублей. Крупные же предприятия помимо очевидных преимуществ своих масштабов, имеют возможность участвовать в тендерах, получать льготы по налогообложению и так далее.
Рыночная экономика признает разнообразие форм собственности, личный интерес предпринимателя и его право самостоятельно определять вид деятельности. В результате появляется множество небольших фирм, занятых в разных сферах экономической активности.
Показатели эффективности работы фирмы
Оценка эффективности работы фирмы необходима для того, чтобы понимать основные тенденции, работает ли компания в плюс, либо появились первые признаки убыточности. Обычно на предприятиях создается годовой план, в соответствии с которым действуют руководители и все подразделения. В конце года проводится анализ отклонения планируемых показателей от фактических. Он позволяет выявить проблемные зоны, а также определить неиспользуемые резервы и мощности.
Оценка эффективности особенно актуальна тогда, когда в фирме происходят серьезные изменения, например, расширение, изменение ассортимента, слияние, поглощение и другие глобальные преобразования. Эффективность анализируется с помощью перечня показателей, которые вырабатываются специалистами фирмы. Есть общие величины, приемлемые для анализа большинства фирм, но каждая компания имеет свои особенности работы, которые тоже необходимо учитывать. В ходе оценки обычно используются следующие методы:
- Трендовый.
- Структурный.
- Сравнительный.
- Факторный.
Трендовый метод позволяет сравнить фактические показатели с плановыми этого и прошедшего периодов, а также сравнить значения отдельных показателей за несколько периодов. Структурный подход направлен на анализ деятельности непосредственно влияющей на прибыль, выявление участие отдельных производственных направлений в создании выручки, исследование динамики активов. Сравнительный анализ сопоставляет показатели выручки, прибыли, доходность. Факторный анализ выявляет аспекты, определяющие размер выручки, прибыли, эффективности использования трудовых ресурсов и производственных фондов.
Оценка проводится по частным и обобщающим показателям. Частные определяют эффективность применения каждого из ресурсов компании и результативность. Обобщающие показатели влияют на эффективность ресурсов и результативность фирмы в целом.
Пути повышения эффективности работы фирмы
В наши дни рыночная экономика практически свела на нет методы ценовой конкуренции. Они до сих пор применяются, но уже не столь эффективны как раньше. Сегодня основными путями повышения эффективности считаются:
- Снижение трудоемкости.
- Повышение производительности труда.
- Снижение материалоемкости продукции.
- Рациональное использование природных ресурсов.
- Снижение фондоемкости продукции.
- Активизация инвестиционной деятельности предприятий.
Важным фактором остается возможность следовать последним тенденциям научно-технического прогресса и внедрять их в свою работу. Сейчас невозможно оставаться в привычных рамках и не проявлять гибкость. Преобразования в технике и коммуникациях привели к тому, что резко повысилась производительность труда. Но изменились и требования к рабочей силе. Теперь сотрудник должен обладать знаниями в смежных областях и уметь быстро перестраиваться в зависимости от текущих задач.
Таким образом, повышение эффективности работы фирмы зависит от того, насколько результативно используются факторы производства, от готовности руководителей инвестировать в модернизацию и в обучение кадров.
Минимизация затрат является одним из способов повышения эффективности. Сбережение ресурсов важно не только для работы фирмы, но и для сохранения нормальной экологической обстановки. На предприятиях проводится постоянный мониторинг доходов и расходов, позволяющий выявлять неиспользуемые резервы, создавать предпосылки для более полного раскрытия потенциала компании. Главным фактором роста в рыночной экономике является человеческий капитал. Инвестиции в усиление позиций собственных сотрудников приносят наибольшую отдачу фирмам, особенно занимающихся производством в сфере услуг.
Увеличение доходов достигается за счет маркетинговых мероприятий и рекламных компаний. Сбытовая деятельность определяет выручку, от которой зависит размер прибыли. Из прибыли происходит выплата налогов, а также финансируется работа предприятия на будущие периоды. Получается, что повышение эффективности фирмы зависит от того, насколько целесообразно расходуются доступные ресурсы.