Понятие финансового продукта
Финансовый продукт – это вид экономического блага, приносящего своим владельцам определенную выгоду.
Они выполняют функции, способные удовлетворить потребности инвестора. При проведении операций с финансовыми продуктами инвестор может стать:
- владельцем финансового продукта;
- кредитором;
- приобрести право проведения операции купли-продажи с финансовым продуктом.
Под финансовыми продуктами понимаются ценные бумаги и производные от них. Наиболее часто в их роли выступают акции, инвестиционные фонды, облигации, варранты, опционы.
Акции являются одним из фондовых инструментов, широко используемых инвесторами. Они дают право своему владельцу на получение дохода в виде дивидендов, а также на участие в управлении субъектом хозяйствования. Акции позволяют получить выплату в случае ликвидации компании. Компании используют акции для привлечения капитала с целью расширения рынков сбыта или производства.
Еще одним распространенным видом финансовых продуктов является облигация. По сути, это долговое обязательство, которое выдается компанией с гарантией последующего выкупа. Владелец облигации не получает имущественных прав, а лишь финансовую выплату через определенный промежуток времени, возможно, с процентами. В случае, если владелец облигации решит закрыть ее до времени наступления платежа, он может продать ее третьему заинтересованному лицу.
Инвестиционные фонды
Комбинированными финансовыми продуктами являются инвестиционные фонды. Они объединяют в себе облигации, акции и инструменты денежного обращения. Инвесторы предпочитают распределять риски по вложениям, то есть использовать инвестиционные портфели. Часто в практической деятельности создаются крупные портфели, участниками которых выступает определенное число инвесторов. Портфели могут иметь разные цели существования, а значит, разный состав. Покупка финансовых инструментов с различной длительностью действия и уровнем риска позволяет получать доход в длительной перспективе. Кроме того, портфель позволяет распределить риски между бумагами.
Существуют производные финансовые продукты, такие как опцион и варрант. Они гарантируют своим владельцам право на осуществление операций купли-продажи финансовых инструментов. Примером может послужить опцион на акцию. Он фиксирует цену договора между продавцом и покупателем. То есть, владелец опциона сможет провести сделку в будущем по заранее зафиксированной цене. Как правило, операции с производными инструментами осуществляются для целей хеджирования (страхования от рисков потерь). Все чаще производные от ценных бумаг применяются для спекулятивных сделок.
Особенности продажи финансовых продуктов
Для того, чтобы эффективно реализовывать финансовые продукты, продавце должен обладать следующими навыками:
- Глубокое знание продукта.
- Наличие развитых профессиональных навыков в сфере продаж.
- Умение объяснять сложную структуру продукта простым языком.
Если речь идет о банковских финансовых продуктах, то менеджер обязан знать всю линейку товаров, чтобы иметь возможность предложить покупателю наиболее оптимальный вариант. Для этого необходимо понимать, какие выгоды получит потребитель и продемонстрировать их. Банк России разработал определенные виды сценариев, позволяющие осуществлять взаимодействие с покупателем.
Проблема продажи небанковских финансовых продуктов связана с недостатком информации. Большинство покупателей не могут получить исчерпывающие данные по продукту, в том числи по его рискам. Часто, приобретая фондовые инструменты через банк, покупатель не понимает, что весь риск переносится на него, а банк не несет какой-либо ответственности. Этот момент касается физических лиц, выступающих в качестве покупателя.