Финансовая система страны
Финансовая система любого государства представляет совокупность экономических отношений всех субъектов и органов государства, которые участвуют в хозяйственной жизни. В эту систему включены отношения с экономическими органами в национальных границах.
По той причине, что в условиях рынка и в переходной экономике почти все отношения существуют в товарно-денежной форме, можно говорить о существовании определённых денежных потоках.
Существует большое разнообразие различных денежных потоков, которые в целом образуют финансовую систему в экономике стран. Финансовая система состоит из:
- государственные финансы,
- финансы организаций,
- финансы населения.
Под системы включают крупные составляющие сложных систем, которые включают казначейскую систему, финансовое право, фондовые рынки, рынки страхования и др.
Структура финансовой системы представлена совокупностью элементов, включая связи между ними. Государственные финансы развитых государств включают несколько подсистем:
- Бюджет государства представлен финансовым планом на текущий год и имеет силу закона. Государственный бюджет может утверждаться парламентом.
- Местные финансы, включающие средства местных бюджетов, муниципальные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления, а также прочие финансовые средства.
- Социальные и экономические специальные фонды внебюджетного характера.
- Финансы корпораций государства.
В нашей стране финансовая система состоит из государственной бюджетной системы, внебюджетных финансовых фондов, фондов личного имущественного страхования, финансов организаций различных форм собственности.
В свою очередь внебюджетные финансовые фонды включают государственный фонд занятости, пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования (ФСС), фонд, фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Финансовая система в современной экономике
В современной экономике финансовая система государства представлена совокупностью финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения можно представить в виде длительных отношений, при этом распределение стоимости происходит по субъектам.
С помощью субъектов формируются денежные фонды целевого назначения в соответствии с тем, какое значение они играют. Субъекты могут быть непосредственными участниками, организовать страховую защиту или осуществлять государственное регулирование.
Именно с помощью роли субъекта в общественном производстве может выступать объективный критерий классификации финансовых отношений.
В условиях современности значение государства во всех странах растет, по этой причине растут затраты общества на содержание государства. Как показала практика современного рынка, основная причина этой тенденции представлена изменением содержания государственной функции в обществе.
Наиболее известные эффективные формы реализации финансовой системы, которая обеспечивает разделение труда, представлены системой товарообмена при помощи денег.
Финансовая система не только включает в себя деньги сами по себе, а весь комплекс взаимоотношений, которые связаны с товарообменом. Сюда можно включить банки, схемы эмиссии, механизм размножения денег, то есть кредитную систему, торговые сети.
Данная система способствует обращению товаров между производственными субъектами. Система разделения труда может быть не только денежного, но и другого характера. Разные формы реализации финансовой системы по-разному могут стимулировать развитие технологий, качество товара, удовлетворение потребительских нужд.
Любая система имеет определяющий фактор, который влияет на устойчивость. Современная финансовая система включает государственный бюджет, муниципальные финансы, финансы государственных организаций и специальные правительственные фонды. Данная система образует своеобразную финансовую основу социальной и экономической деятельности любой страны.
Государственный бюджет
Финансовая система в экономике стран представлена центральным элементом, который называется государственным бюджетом. Госбюджет представлен формой образования и расходования фонда денежных средств, которые нужны для финансового обеспечения функций и задач страны.
По своему особому положению государственный бюджет взаимодействует с другими элементами финансовой системы с целью оказания им требуемой помощи. Помощь может заключаться в передаче денежных средств из центральных государственных фондов в муниципальные финансовые фонды, фонды государственных организаций и специальные фонды.
Государственный бюджет включает две взаимосвязанные и взаимодополняющие части: доходную и расходную.
Доходная часть государственного бюджета отражает то, откуда поступают средства для финансирования, какие общественные слои отчисляют больше всего средств на содержание государства из своих доходов.
Расходная часть отражает цели, на которые направляются аккумулированные государственные средства.
Финансовая система в экономике стран представлена различными бюджетами, которые формируются для каждого государства по-разному.
Местные налоги можно также подразделить на несколько групп. Во многих государствах первую группу можно представить налогами, используемыми исключительно для формирования местных бюджетов. Вторая группа способна отразить специфику налоговой системы государства. Особой группой налогов, которая поступает в местный бюджет, являются налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий. Местные органы власти распоряжаются принадлежащей им собственностью и получают дополнительные бюджетные средства.
Можно сказать, что доходная часть местных бюджетов является недостаточной для финансирования деятельности местных органов государственной власти. Деятельность данных органов имеют отношение не только к выполнению задач по общим государственным программам. Из государственного бюджета правительство может выделять финансовую помощь в форме субсидий.
Субсидии представлены международными трансфертами, которые осуществляются бюджетам муниципальных образований для финансирования обязательств по расходам, возникающим при исполнении полномочий органов местного самоуправления в вопросах местного значения.
Важнейшим звеном финансовой системы также являются специальные правительственные фонды. По своей сути они представляют собой денежные фонды специального назначения.
Специальные правительственные фонды направлены на выполнение возникающих задач. Так как каждое государство обладает своими специфическими задачами, то нет единого разделения и классификации правительственных фондов.