Модели финансового учёта и отчётности
В разных государствах учетная система отличается своеобразием, при этом обладая характерными чертами, которые позволяют ее классифицировать и объединить в группы по соответствующим признакам.
Разделение систем бухгалтерского учёта, способного определить сходство и различия финансовой отчётности в разных государствах, позволяет выбирать систему, которая в наибольшей степени может учесть национальные особенности.
Кроме этого, классификация в качестве инструмента познания представлена возможностью использования знаний о национальных системах развития государства, опыт ошибок и проблем, с которыми они столкнулись.
Наиболее распространённой признается трех модульная классификация учетной системы, в соответствии с которой выделяются несколько моделей:
- британо-американская,
- континентальная,
- южноамериканская.
Основной британо-американской модели является ориентация на нужды широкого круга инвесторов, обусловленная высоким уровнем развития рынков ценных бумаг, слабым влиянием законодательства на регулирование учёта, высоким уровнем знаний бухгалтеров и пользователей бухгалтерской информации.
Континентальную модель можно отличить доминированием законодательства, тесными связями предприятий и банков, ориентацией учета на нужды налогообложения, консерватизмом учетной политики.
Южноамериканскую модель характеризует направленностью методики учета на высокий уровень инфляции, необходимость государственного регулирования.
Возможности сближения финансовой отчетности государств, которые принадлежат к разным моделям учёта, находится в соответствии с тем, какой тип регулирования доминирует в национальной учетной модели.
В соответствии с тематикой можно выделить три типа подобного регулирования:
- регулирование на уровне законодательства,
- регулирование правительственных органов,
- регулирование профессиональных организаций.
Можно сказать, что законодательство каждого государства принимает участие при определении бухгалтерских требований. Степень воздействия на данную деятельность профессионалов существенно различается в разных странах.
К примеру, в Соединенных Штатах Америки, Нидерландах и Великобритании рекомендации профессионалов имеют значение и позволяют обеспечить обратную связь практики и существующей системы регулирования отчётности и учета. Они способствуют проведению корректировки подхода к формированию национальной бухгалтерской информационной модели улучшения качества информации, доступного понимания, простоты предоставления.
Финансовая отчетность в РФ
В течение длительного времени бухгалтерский учет в России существовал независимо от процесса международной гармонизации, особенно это касается советского периода.
Бухгалтерский учёт, который был создан и функционировал в годы советской власти, был способен отвечать требованиям централизованно планируемой экономики. При этом большая часть национального имущества принадлежала государству и находилась под контролем государственных органов управления.
Важным фактором обеспечения успешного внедрения России в мировую экономику становится переход на применяемые в мировой практике системы учета и статистики.
Органы, которые наделены полномочиями реформирования российской учетной системы, стали Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации.
Так как Россия по своим характеристикам регулирования относилась к континентальной модели регулирования, то финансовая отчетность была под контролем государственных органов.
Система нормативного и правового регулирования в российской федерации состоит из 4 уровней:
- Первый уровень регулирует президент РФ, Парламент и Правительство,
- На втором уровне находится министерство финансов и прочие органы исполнительной власти,
- Третий уровень регулирования представлен министерством финансов и другими органами исполнительной власти, отраслевыми и прочими ведомствами.
- На последнем, четвертом уровне, представлен управленческий персонал предприятия.
Первый уровень ведёт установку единых правовых и методологических основ организации и ведения финансового учета.
На втором уровне регулируются общие принципы организации и ведения бухучета, предоставление отчётности, порядок и правила учета по отдельным объектам бухгалтерского наблюдения.
Третий уровень определяет схему регистрации и группировки объектов наблюдения, проводит регулировку методов оценки имущества, осуществляет порядок проведения инвентаризации и др.
На уровне предприятий выбираются формы ведения учёта и отчётности, в соответствии со спецификой деятельности, уровнем автоматизации учета, подготовкой работников.
Внедрение мировой финансовой отчетности
Развитие рынка приводит к расширению числа заинтересованных пользователей в финансовой отчетности. Эти пользователи были представлены зарубежными и отечественными инвесторами, поэтому появилась необходимость во владении полной и достоверной информацией, в первую очередь, самими предприятиями для успешного ведения бизнеса.
По этой причине в нашей стране была разработана концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике, которая была одобрена методологическим советом бухгалтерского учёта при Министерстве финансов РФ.
Когда международные стандарты стали переводить на русский язык, то возник вопрос, что является объектом стандартизации - бухгалтерский учёт в целом или финансовая отчетность. По этому вопросу различия во мнениях специалистов объяснили разным пониманием понятия бухгалтерский учет на Западе и в России.
В России бухгалтерский учет рассматривался более широко, включая документацию учетных записей, планы счетов, учетные регистры, отчётность.
Западные специалисты в значительной степени связывают бухгалтерский учёт с формированием отчетности, процедурные аспекты бухгалтерского учёта определяет счетоводство.
Так как международные стандарты регулируют вопросы раскрытия и признания в отчётности объектов бухгалтерского наблюдения, не отражая порядок сбора и группировки информации, то в переводе специалисты считают лучше использовать международные стандарты финансовой отчётности.