Предложение – это желание и возможность продавца предлагать свою продукцию на рынке по заранее установленной цене.
Закон предложения
Согласно закону предложения, цена и величина предложения находятся в прямой зависимости.
Предложение можно представить в виде графика, отражающего различные количества товара, которые продавец (производитель) желает и имеет возможность произвести и реализовать на рынке по определенной цене из нескольких возможных цен за конкретный промежуток времени.
Ключевая особенность закона предложения состоит в следующем: повышение цен ведет к увеличению предложения, и наоборот. По закону предложения все производители хотели бы изготавливать и продавать на рынке большее количество товаров по высокой цене, чем делать это по низкой цене.
Основные показатели предложения – это величина и цена предложения. Под величиной предложения понимается то количество продукции, которое готовы реализовать продавца. А под ценой предложения следует понимать минимальную цену, по которой продавцы готовы продавать конкретное количество продукции.
Именно закон предложения показывает зависимость величины предложения от цены. Такая зависимость цены и предложения связана с двумя причинами:
- Чем выше стоимость товара, тем больше выручка, соответственно, и прибыль продавца;
- Высокая цена обуславливает появление новых заинтересованных производителей, которые предлагают свою продукцию с целью получения прибыли.
Кривая предложения
На рисунке 1 представлен график кривой предложения.
Рисунок 1. Кривая предложения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Возрастающая линия с положительным наклоном – это кривая предложения. Такой вид кривой свойственен любой функции, в которой существует прямая зависимость между определяющими переменными.
Формирование предложения товаров характеризует «закон предложения». Следует различать изменение количества произведенного и проданного товара под воздействием цены и изменение предложения. Данное различие можно объяснить при помощи функции предложения, где точки на кривой – это движение цены, послужившее причиной изменения количества товаров. Увеличение цен приводит к увеличению выпускаемой продукции, а снижение, наоборот, - к снижению (рисунок 2).
Рисунок 2. Изменение предложения.Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Смещение кривых, которое означает изменение предложения, может происходить под воздействием как ценовых, так и неценовых факторов. Цена является основной детерминантой величины предложения. Между тем, существуют неценовые факторы, оказывающие влияние на изменение предложения.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение
К неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся:
- Издержки производства. Любой предприниматель имеет в своем распоряжении ограниченный объем денежных средств. Увеличение издержек приводит к снижению предложения товара на рынке, и наоборот;
- Стоимость ресурсов и технология производства. Данные факторы определяют величину производственных издержек, поэтому влияют на предложение;
- Налоги и субсидии. Налоги для предпринимателей также являются издержками производства. Уменьшение налогового бремени, предоставление субсидий позволяют сократить издержки производства и увеличить предложение на рынке;
- Также на объем предлагаемой продукции влияют размеры рынка, наличие взаимосвязанных товаров, ожидания производителей и т.д.
Зависимость величины предложения от факторов, его определяющих, называется функцией предложения. Чтобы проанализировать предложение используется показатель эластичности.
Эластичность предложения показывает степень изменения предложения в зависимости от повышения цены. Чтобы вычислить коэффициент эластичности, необходимо изменение объема предложения данной продукции разделить на изменение ее цены.
Эластичность предложения также зависит от множества факторов: от величины резервов производственных мощностей, от уровня товарных запасов, от количества времени у производителе для реакции на изменение цен.
Поскольку предложение связано с изменением процесса производства, то оно медленнее адаптируется к изменению цен, по сравнению со спросом. Именно поэтому фактор времени – важнейший в расчете показателя эластичности.