Электронный бизнес – это деловая активность, которая подразумевает использование возможностей глобальной информационной сети для преобразования внешних и внутренних связей с целью извлечения прибыли.
Электронная коммерция
В настоящее время среди основных видов электронного бизнеса можно назвать электронную коммерцию, электронные аукционы и банки; электронные научно-исследовательские работы, электронное казино, электронный франчайзинг, электронные образовательные ресурсы, электронный маркетинг, электронные брокерские услуги и пр.
Электронная коммерция – это технология, которая полностью обеспечивает замкнутый цикл операций, включая заказ товара (услуг), осуществление платежей, управление доставкой товара (оказанием услуги). Проведение этих операций предполагает использование информационных технологий и электронных средств для передачи прав собственности и пользования от одних юридических (физических) лиц другим.
Внутренняя организация деятельности фирмы на основе единой информационной сети повышает эффективность взаимодействия персонала и оптимизирует процессы управления и планирования.
Элементы электронного бизнеса, которые непосредственно связаны с интернетом, включают:
- Бизнес на интернет-технологиях: предоставление интернет-провайдинга, контентпровайдинга и сервис-провайдинга. Кроме того, в эту категорию можно включить поставку технических и программных средств, услуги веб-дизайна, программирования и оказания сопутствующих услуг.
- Бизнес, осуществляемый через интернет: услуги интернет-рекламы, интернет-магазины и аукционы, интернет-коммерция, предоставление информационной подписки, деятельность электронных средств массовой информации.
Важнейший составной элемент электронного бизнеса –электронная коммерция, которая включает все формы сделок, где стороны взаимодействуют между собой с применением телекоммуникационных и информационных технологий, сетей и систем.
Сегодня в глобальном масштабе электронная коммерция стала средством для ведения бизнеса, которое позволяет фирмам взаимодействовать с поставщиками, реагировать на ожидания и запросы заказчиков. Любая компании получила возможность выбирать поставщика независимо от своего географического расположения.
Успешное ведение электронного бизнеса требует от предприятий в первую очередь:
- избавления от лишних, не приносящих достаточной прибыли процессов при выполнении заказов;
- создания новой структуры «динамичных» взаимоотношений с торговыми компаниями и партнерами;
- разработки технической архитектуры, поддерживающей все процессы взаимодействий: от рядовых покупателей и сотрудников до рынка и торгового сообщества в целом;
- обеспечения интеграции компонентов системы: базы данных, бизнес-процессы, информационное наполнение веб-сайтов и т.п.
Интернет бизнес
Корпоративный бизнес в Интернете сегодня использует следующие стратегии:
- трансформация традиционного формата офлайн-бизнеса фирмы в онлайн-бизнес с учетом возможностей онлайнового мира. В этом случае компании по-прежнему остаются и в офлайн-формате, создавая тем самым предприятия «смешанного» типа;
- образование дочерних компаний, находящихся в эксклюзивных отношениях с материнской компанией и реализующих функционал по переводу бизнеса материнской компании в электронный формат;
- покупка существующих интернет-проектов для развития предприятия в онлайновой среде.
К примеру, существуют интернет-магазины, торгующие компьютерами, и компании, производящие компьютеры. Эти компании могут купить интернет-магазин для его последующей интеграции в собственный бизнес. Интернет-проекты в отличие от корпоративных проектов не имеют в числе своих целей выход в интернет, изначально являясь элементом интернет-экономики.
Проекты, которые наоборот начинают движение к офлайн-бизнесу, выбирают соответствующую стратегию:
- Во-первых, такие компании трансформируют свой офлайн-бизнес в «смешанный» вариант с объединением онлайн-процессов в единый бизнес.
- Во-вторых, могут быть из интернет-проектов образованы дочерние компании.
- В третьих, такие компании покупают офлайн-компании, чей бизнес способен дополнить онлайн-бизнес. Эта стратегия довольно распространена для интернет-проектов, которые имеют серьезную инвестиционную поддержку.
Важная особенность интернет-бизнеса заключается в возможности взаимодействия корпоративных и интернет-проектов между собой.
Преимущества и недостатки электронной торговли
Электронный магазин, по сути, представляет собой интернет-представительство предприятия, с помощью которого оно продает свои товары и услуги пользователям через сеть Интернет. К электронным магазинам (интернет-магазинам) можно применять определение виртуальных предприятий. Сегодня электронные магазины выступают как сообщество разобщенных территориально работников магазина (продавцы, кассиры) и покупателей, которые общаются и обмениваются информацией посредством электронных каналов связи, исключающих полное отсутствие личных прямых контактов.
Электронные магазины предоставляют возможность покупки товаров через сеть Интернет. Подобные покупки становятся все удобнее и популярнее, занимая все более важное место в жизни современного общества.
Основные преимущества электронных магазинов:
- наличие круглосуточного доступа к электронным магазинам, который получают все пользователи сети Интернет;
- возможность экономии времени и доставки заказанных товаров на дом.
- расходы на содержание подобного магазина существенно ниже расходов на обычный магазин, поскольку не требуется аренда торговой площади для продажи товаров, не требуется оплачивать его содержание и услуги по обеспечению пожарной безопасности.
К недостаткам электронной торговли можно отнести:
- отсутствие возможности тактильных контактов с товаром;
- необходимость ожидания купленного товара в период его доставки;
- необходимость тщательного изучения информации о надежности и юридической «чистоты» конкретного электронного магазина;
- наличие боязни у покупателя быть обманутым;
- сомнение покупателей в безопасности онлайн - оплаты;
- необходимость оплачивать расходы по доставке;
- обязательная процедура регистрации и подтверждения данных при оформлении заказов.