Управление в экономике
Управление - это воздействие на объект или субъект, имеющее направленность и конкретную цель.
В экономике управление рассматривается в качестве разработки и эффективного применения комплекса мер воздействия на хозяйственные системы. Менеджмент может применяться в предпринимательстве, в государственных, социальных, общественных системах, некоммерческих организациях. Сегодня управление являются научной деятельностью, которой исследуются различные подходы к организации процессов для получения наилучшего из возможных результатов.
Совокупность стратегии, тактики, принципов, методов и форм управления называется менеджментом. По сути, это непрерывный процесс, окончанием которого является конкретный измеримый результат или выгода. Функции менеджмента заключаются в осуществлении конкретных мероприятий, направленных на организацию процессов с точки зрения их экономической, технологической и технической эффективности.
Субъектами управления выступают люди, которые создают управление в рамках экономической системы. Они руководствуются стратегией, и выработанной под нее тактикой. Объектами менеджмента могут быть любые предметы или индивиды, на которых направлены управляющие действия. Стоит отметить, что субъекты и объекты не только взаимодействуют друг с другом, но и с окружающей средой. Внешняя среда может определять особенности функционирования обеих сторон управленческой деятельности.
Управление требует знаний во многих областях научного и прикладного знания. На практике это выражается в создании аппарата управления экономической системой, так как один руководитель часто не способен качество руководить процессами в силу объективных причин. Прикладные научные дисциплины, такие как планирование, учет, методология принятия решений, обработка информации и другие позволяют обобщать практический опыт, что выражается в повышении эффективности управленческой деятельности.
Методы управления
Менеджмент любого типа экономических систем представляет собой комплекс знаний и действий. Управление зависит от конечных целей, которые ставит перед собой субъект менеджмента. Среди наиболее распространенных выделяют:
- Удержание доли рынка.
- Прогнозирование требований заказчиков.
- Обеспечение точных сроков выполнения заказов.
- Изменение количественных и качественных показателей выпуска.
- Поддержание репутации фирмы.
- Рост производительности труда.
- Обеспечение интересов инвесторов и учредителей и другое.
Прикладные направления менеджмента опираются на теоретические знания касательно различных методов анализа для достижения поставленных целей. Эффективность методов определяется заданными условиями среды и текущими обстоятельствами. То есть, руководитель не может заранее выработать план управления предприятием, так как факторы постоянно воздействуют на его функционирование. Обычно вырабатывается генеральное направление, в соответствии с которым реализуются тактические действия, при этом управление должно учитывать текущие изменения среды.
Традиционный подход к классификации методов управления процессами в экономических системах выражается в разделении видов менеджмента в соответствии с характером воздействия. Выделяют экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические методы. Экономический аппарат опирается на математические модели, с помощью которых описываются реальные процессы, а так же проводятся операции по прогнозированию будущего положения экономической структуры.
Экономико-математические методы в управлении
Применение экономико-математических методов в управлении позволяет принимать наиболее целесообразные и научно обоснованные решения. Моделирование ситуаций позволяет рассмотреть альтернативные варианты развития событий и выбрать наиболее подходящий под заданные параметры путь. Обрабатываемая для этих целей информация должна отвечать следующим требованиям:
- Данные достоверны и правильно отображают все экономические процессы в производстве.
- Информация содержит только необходимые для исследования данные.
- Данные поступают своевременно и оперативно.
- Информации достаточно для решения поставленных задач.
Порядок применения экономико-математических методов начинается с определения объекта исследования, далее выделяются структурные и функциональные элементы, вводятся обозначения для описания исследуемого объекта или явления. Следующим шагом становится формализация данных, построение связей между ними. Далее проводятся расчеты, анализируются полученные результаты.
Построенные модели обычно проверяют на адекватность и ошибки. Если полученный результат имеет большие отклонения, то исследователи возвращаются на более ранние этапы анализа и вносят соответствующие изменения.
Экономико-математические методы разделяются на прикладные и теоретические. Первые позволяют решать реальные задачи, а вторые направлены на выявление общих закономерностей, от которых отталкиваются при построении прикладных моделей. Процессы на предприятии могут быть постоянными и динамически изменяющимися, поэтому для их исследования применяются статические и динамические методы. Здесь учитывает фактор времени. В зависимости от особенностей отображения времени методы делят на непрерывные и дискретные.
Особое внимание уделяется теоретико-игровым методам анализа. Они дают возможность сопоставлять наиболее выигрышные варианты развития событий и отсеивать наименее эффективные. Теория игр направлена на выявление оптимального варианта при заданных условиях. Что для одного игрока станет выигрышем, для другого может обернуться провалом. Кроме того, с помощью теории игр можно изучить поведение конкурентов и их выигрыш или проигрыш при заданных параметрах исследования.