Транспорт – это отрасль производства, которая обеспечивает жизненно необходимые потребности общества в перевозке пассажиров и грузов.
Особенности функционирования транспортного комплекса
Транспортный комплекс является элементом производственной инфраструктуры, обслуживающим ключевые отрасли экономики: перерабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство. Инфраструктура транспорта включает энергетику, связь, материально-техническое снабжение.
На каждом этапе развития экономики посредством транспорта обеспечиваются потребности ее отдельных отраслей и граждан в оперативной доставке грузов и пассажиров. Развитие рыночных отношений требует особо острой постановки вопроса относительно соблюдения сроков перемещения, которые устанавливает заказчик перевозок.
Основная особенность транспортного комплекса связана с нематериальным характером производимой продукции. С помощью транспорта обеспечивается нормальная жизнедеятельность производственной и непроизводственной сферы, удовлетворяются нужды общества, а, следовательно, транспортный комплекс относится к обслуживающим отраслям.
Роль транспорта в экономике
Специфическую роль в опосредованном обеспечении роста общественного благосостояния и национальных доходов транспортного комплекса можно описать следующим образом: необходимость своевременной доставки требуемых продуктов от производителя к потребителю, уменьшение потерь транспортируемых готовой продукции и сырья, улучшение транспортного обслуживания граждан за счет его быстрой доставки и комфортных условий.
Транспорт может одновременно выступать и как потребитель, и как работодатель, поскольку предполагает использование транспортных средств, топлива и другой продукции разных отраслей экономики, а также трудовых ресурсов.
Темпы развития транспортного комплекса должны опережать существующую потребность в перевозке пассажиров и грузов. Транспортные резервы - самые целесообразные виды резервов, поскольку отсутствие возможности перемещения пассажиров или грузов будет воспринято как серьезный тормоз в развитии экономики.
Недоучет значения транспортного комплекса в экономике может стать причиной отставания отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Например, из-за плохих дорог или их отсутствия будет затруднен вывоз готовой продукции, что пагубно для системы сельского хозяйства с ограниченными сроками реализации каждого вида продукции. Из-за несвоевременной доставки людей к месту их проживания или работы отрицательно скажется на их работоспособности и здоровье.
Участие транспорта в производственных процессах любого предприятия связано с перевозкой сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, что относится к обязательным условиям общественного производства. Продукция готова к использованию только после завершения ее перемещения к месту потребления. Следует учитывать, что внутрипроизводственные виды транспорта относятся к средствам производства и процессам выработки товара на обслуживаемых им предприятиях, то есть в ряде случаев транспорт – это составная часть технологических процессов производства конкретного продукта.
Однако нельзя свести роль транспорта только к перемещению груза или пассажиров, транспортный комплекс активно влияет на все процессы расширенного воспроизводства, формирование или потребление запасов готовой продукции непосредственно на производстве и в сферах потребления, а также на складское хозяйство. Тем самым, транспортный комплекс способствует общественному прогрессу, поэтому его относят к числу важнейших сфер экономики. Транспорт при этом является связующим звеном между разнообразными отраслями экономики. Помимо этого, транспортный комплекс – это единственное средство, обеспечивающее циркуляцию продукции через их перемещение, он продолжает процессы производства, осуществляя доставку товара к месту потребления или для перепродажи. Лишь в таком случае может быть образована система «Деньги — Товар — Деньги», которая заложена в основу функционирования любой экономики.
Транспортный комплекс в экономике России
Состояние транспортного комплекса - один из показателей уровня развития государства. Можно говорить о наличии явных причинно-следственных связей между уровнем развития транспортного комплекса и общественной структурой. Так с появлением железнодорожного транспорта появились связи между городами и странами, облегчая освоение все новых территорий для жизни людей и производства различной продукции. В свою очередь с ростом городов развивался и городской транспорт, а также создавались новые виды транспорта, способствующие качественному обслуживанию городского населения.
Негативные тенденции в российской экономике в последние несколько лет отрицательно сказались на результатах работы транспортного комплекса.
Рынок грузоперевозок в России включает:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- водный (речной и морской) транспорт;
- воздушный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
Основные особенности экономического развития транспортного комплекса в России:
- Согласно данным статистики, существует тенденция к снижению рыночной доли автомобильного транспорта, тогда как сегменты железнодорожного и морского транспорта увеличивают долю в структуре экономики.
- В целом можно говорить о стабильности суммарного оборота транспортного комплекса в России.
- Лидирующая позиция в сфере грузоперевозок еще с 1990-х годов прошлого века отводится трубопроводному транспорту, что объясняет углеводородная направленность экспорта нашей страны. Второе место по объему перевозок приходится на железнодорожный транспорт, причем его доля в структуре транспортного комплекса постоянно растет.
- Автомобильный транспорт в основном часть представлен перевозками на близкие расстояния по внутригородским и внутриобластным маршрутам. С этим связана незначительная доля автомобильных перевозок в общем объеме грузооборота.