Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика образовательных учреждений

Определение 1

Экономика образовательных учреждений – это совокупность общественных отношений, которые имеют место в связи с производством, распределением, обменом и потреблением образовательных услуг в рамках отдельно взятой организации.

Теоретические основы экономики образовательных учреждений

Одним из самых молодых направлений в экономической теории является экономика образования и ее составляющая часть – экономика образовательных учреждений. Сущность данного направления составляют отношения, которые складываются между людьми и организациями по поводу оказания образовательных услуг. Ими обобщенно называют процесс передачи знаний от преподавателя студентам, приобретения последними специальных умений и навыков.

Традиционно образовательный процесс непосредственно осуществляется внутри зданий, в которых зарегистрированы специализированные организации, так называемые, образовательные учреждения. Подобный статус имеют детские сады, школы, колледжи, лицеи, гимназии, училища, техникумы, институты, университеты и др.

Логика формирования экономической системы (механизма) образовательного учреждения выстраивается исходя из необходимости его эффективного функционирования в условиях ограниченных бюджетных средств. Центральным элементом подобного функционирования является процесс производства образовательных услуг.

Последними называют деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Этими результатами признаются усвоенные учениками знания, умения, навыки, которые могут быть применимы ими на практике.

Специфическими чертами образовательных услуг, которые обуславливают хозяйственную деятельность образовательного учреждения, можно назвать:

«Экономика образовательных учреждений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • отсутствие у них материально-вещественной формы;
  • их неотделимость от своего источника (производителя);
  • одновременность процессов их производства и потребления;
  • участие потребителей в производстве образовательных услуг;
  • постоянное изменение стоимости образовательных услуг;
  • потребитель образовательных услуг повышает стоимость представленного на рынке труда товара «рабочая сила».

Особенности финансирования деятельности образовательных учреждений

Главной экономической особенностью образовательных учреждений является то обстоятельство, что финансирование их деятельности является сметно-бюджетным, т. е. образовательные учреждения получают денежные средства из бюджета соответствующего уровня на основании такого документа, как смета.

Смета – это особая форма финансового плана, в котором отражается односторонний характер отношений организации с бюджетом. Это выражается через определение объема бюджетных ассигнований на предстоящий финансовый год и их распределение по статьям расходов. Как правило, суммы расходов указываются с разбивкой на кварталы, а также с экономическим обоснованием того размера расходов, который указан в смете.

Объем бюджетных ассигнований формируется исходя из заявок образовательного учреждения и его фактических характеристик, в отношении которых установлены нормативы финансирования. Речь идет про численность трудового коллектива, их стаж и уровень квалификации, количество учащихся, площадь здания, в котором расположено учреждение и др. Эти нормативы утверждаются финансовыми органами на основании расчетов, экспертных мнений, экономической ситуации в стране, политических решений и т.п.

В последнее время получили развитие и другие источники финансирования образовательных учреждений. Так, они стали активней предлагать на рынке платные образовательные услуги и возмездное пользование имуществом учреждения. Также образовательные учреждения принимают участие в конкурсах на получение денежных грантов, находятся в поисках спонсорской поддержки для себя и т.п.

Описанная тенденция сформировалась на фоне стремления государства перевести образовательные учреждения на режим самофинансирования, самоокупаемости. Однако это стремление реализовано не в полной мере, государственные бюджетные средства до сих пор остаются главным источником финансирования деятельности образовательных учреждений.

Планирование и осуществление расходов образовательных учреждений

Хозяйственная деятельность образовательных учреждений по большей части связана с осуществлением расходов. Основными направлениями использования денежных средств образовательного учреждения являются текущее содержание помещений и трудового коллектива, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и др.

Расходы на текущее содержание, прежде всего, включают в себя выплату заработной платы следующим категориям персонала – педагогам, профессорам, привлеченным преподавателям, специалистам по учебно-воспитательной части, административным и техническим служащим и др. Кроме того, эта группа расходов представлена выплатами учащимся стипендий, расходами на командировки и служебные поездки, а также иными хозяйственными и канцелярскими расходами.

Почти половина всех расходов на текущее содержание, как правило, приходится на заработную плату работников. Она состоит из должностного оклада, размер которого определяется нормативным способом, и различного рода надбавок. Причинами для их начисления можно назвать проверку работ во внеурочное время, классное руководство, заведование кабинетом, ведение внеклассной работы, руководство школьным кружком, вредные условия труда (например, для учителей химии и физики), обеспечение печатными изданиями и др.

Помимо заработной платы значительная доля средств тратится на приобретение материалов для учебной работы в кабинетах (например, карты, глобусы, макеты, плакаты и др.) канцелярских принадлежностей, мелкого инвентаря для занятий физической культурой и технологией, книг и периодических изданий в библиотечный фонд, на проведение экскурсий в учебных целях и др.

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot