Понятие отрасли и отраслевого равновесия
В экономике под отраслевым равновесием в общем смысле принято понимать такую ситуацию, складывающуюся на рынке, при которой у фирм отсутствуют тенденции в входу в отрасль либо выходу из нее.
Отрасль представляет собой совокупность предприятий, организаций, фирм и иных субъектов хозяйствования, выделяемую и обобщаемую на основе единства экономического назначения выпускаемой ими продукции, работ или услуг. Помимо прочего отрасль характеризуется единством следующих признаков:
- общность технологических процессов и технологической базы производства;
- однородность потребляемого сырья;
- однородный профессиональный состав кадров.
Все отрасли национальной экономики условно делятся на две группы. Первая занимается производством материальных благ (сюда относятся сельское хозяйство, промышленность, строительство и др.), а вторая ориентирована на производство услуг (наука, образование, транспорт, медицина и пр.).
В условиях совершенной конкуренции существует два основных условия обеспечения и достижения равновесного состояния отрасли (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые условия отраслевого равновесия в долгосрочном периоде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первое условие гласит, что ни одна фирма, предприятие или организация, входящие в отрасль, не могут извлекать больший объем прибыли за счет изменения объема своих операций. Согласно второму условию функционирующие в отрасли фирмы не покинут отрасль, а новые предприятия не начнут функционировать в ней.
Извлечение максимальной прибыли предприятиями, входящими в отрасль, возможно лишь до тех пор, пока размер предприятия и объем производства установлен при цене, равной величине долгосрочных предельных издержек. В тех случаях, когда участники немонополизированных отраслей несут убытки, цены на их продукцию должны повышаться до уровня LMRCmin. До тех пор, пока отпускные цены на товар буту меньше величины этих издержек, фирмы будут выходить из отрасли.
Так выглядит общее равновесие отраслей народного хозяйства. Далее необходимо рассмотреть ситуацию отраслевого рыночного равновесия.
Отраслевое рыночное равновесие
Под рыночным равновесием понимается установление равновесия между спросом и предложением. Иначе говоря, оно представляет собой такую ситуацию, при которой спрос и предложение совпадают. Это значит, что количество товаров и услуг, которые товаропроизводители хотят и могут продать, абсолютно совпадает с тем количеством экономических благ, которое покупатели хотят и могут приобрести. В таком состоянии ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.
Существует два основных условия установления общего рыночного равновесия. Они справедливы как для национальной экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей. Таковыми условиями являются:
- установление равновесной рыночной цены;
- достижение равновесного объема.
Графически соблюдение подобных условий находит свое отражение в пересечении кривых спроса и предложения, когда Q(s) = Q (d) (рисунок 2).
Рисунок 2. Общее рыночное равновесие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под равновесной ценой следует понимать такой уровень отпускных цен на товары и услуги, при которых цена спроса будет совпадать с ценой предложения. То же самое касается и равновесного объема, которые представляет собой такое количество товаров, предлагаемых рынком, которое потребители готовы купить по равновесной цене.
Таким образом, состояние отраслевого рыночного равновесия представляет собой особое состояние экономики, при котором количество экономических благ, на которые есть спрос при определённой цене, идентично количеству экономических благ, предлагаемых к реализации по востребованной цене. Подобный рынок называется сбалансированным. Ни излишков, ни нехватки товаров и услуг в этом случае не существует, потребности рынка полностью удовлетворены, а вся продукция товаропроизводителей – реализована. В условиях отсутствия внешних воздействий величины экономических переменных остаются неизменными.
На практике достижение общего рыночного равновесия маловероятно. В реальной жизни спрос и предложения зачастую оказываются разбалансированы между собой. В результате наблюдается дефицит одних товаров и переизбыток других. В таких условиях потребности рынка не могут быть полностью удовлетворены, а товаропроизводители недополучают прибыль, поскольку не могут реализовать всю произведенную ими продукцию.
Стабильность и устойчивость рыночного отраслевого равновесия
В условиях функционирования рынка достижение стабильности (устойчивости) рыночного отраслевого равновесия весьма проблематично. Рассмотрим особенности их установления, поддержания и достижения более подробно.
Под стабильностью рыночного равновесия в экономике понимается способность рынка, который по тем или иным причинам оказался выведенным из состояния своего равновесия, вновь вернуться к равновесному состоянию посредством аккумулирования своих внутренних сил и резервов. Воздействие факторов внешней среды при этом не учитывается.
Основным показателем стабильности рыночного равновесия выступает нормальный наклон линий спроса и предложения (первая должна иметь отрицательный наклон, а вторая – положительный). В тех случаях, когда рыночное отраслевое равновесие характеризуется свойством стабильности, потребность в дополнительном регулировании рынка отсутствует. В тех же случаях, когда равновесие не является стабильным, регулирование рынка приобретает обязательный характер.
Известно, что устойчивость рыночного отраслевого равновесия определяется способностью рыночной системы возвращаться в свое равновесное состояние посредством установления прежнего равновесного объема и равновесной цены. Подобная устойчивость может принимать два основных вида – быть абсолютной либо относительной, а также иметь локальный либо глобальный характер.
Достижение устойчивости и стабильности рыночного отраслевого равновесия требует грамотного и эффективного управления спросом и предложением.