Понятие экономического равновесия
Наукой, изучающей хозяйственное устройство жизни человека, является экономическая теория. Она использует два принципиальных подхода – макроэкономический и микроэкономический. Первый занимается закономерностями развития крупных хозяйственных систем, таких как национальные, международные и общемировые структуры. Микроэкономический подход изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов – домашних хозяйств, предприятий. Таким образом, наука об экономике исследует структурные образования различного уровня сложности.
Любая система в своем развитии стремится к стабилизации собственных процессов. В рамках экономики такой баланс называется равновесием. Одной из важнейших задач, стоящих перед учеными является поиск механизмов и методов воздействия на хозяйственные системы, которые позволят достичь их относительного равновесия. Равновесие относительно, так как на состояние экономической структуры оказывает влияние большое число факторов. То есть, идеальный баланс системы в практической жизни невозможен.
Идеальное экономическое равновесие строится на точном количественном определении соотношения всех сфер, структур, подсистем, рынков и элементов, ее образующих. Условиями создания равновесия можно назвать:
- удовлетворенность покупателей ассортиментом и ценами предложенных товаров и услуг;
- способность продавцов создать продукт, который будет полностью реализован;
- весь объем производства находит свое место на рынке и полностью продается и потребляется.
Идеальное равновесие возможно лишь при условии совершенной конкуренции, которая характеризуется наличием большого числа продавцов и покупателей, не оказывающих влияния на рынок и цены. Барьеры входа и выхода низки, информация о состоянии рынка доступна. Но на практике экономические системы действуют в условиях несовершенной конкуренции, постоянно испытывая дисбаланс под влиянием различного рода факторов.
Виды экономического равновесия
Равновесие экономических систем на практике далеко от идеального, поэтому часто выделяют два его вида – общее и частичное.
Под общим равновесием хозяйственной системы понимается единовременное установление баланса на всех взаимосвязанных рынках, достигаемое через уравновешивание предложение и спроса.
На дисбаланс системы могут оказывать влияние низкий уровень конкуренции, фиксирование цен или недостаточная их гибкость, недостаточность информации или ее асимметричность. В таких условиях обычно один или несколько рынков достигают равновесия, а часть остается в дисбалансе. Тогда говорят о частичном рыночном равновесии.
В экономической теории сложилось два мнения относительно регулирования макроэкономических систем:
- Классическая и неоклассическая школа предполагали, что рыночный механизм способен сам влиять на уравновешивание хозяйственной структуры. Инструментами установления баланса в данном случае выступают цена, ставка процента, номинальная ставка оплаты труда. Благодаря этим инструментам на рынке выпускается необходимый объем продукции, который спрос способен полностью выкупить. При этом достигается полная занятость граждан.
- Кейнсианская школа строилась на представлении о цикличности экономики, то есть хозяйственные структуры постоянно испытывают на себе фазы спада и роста. В этих условиях без стороннего вмешательства невозможно достичь относительного равновесия. Кейнсианцы выступали за государственное регулирование экономического баланса.
Классики считали, что баланс достигается за счет свободного рыночного ценообразования, которое в свою очередь приобретает справедливые черты под влияние предложения и спроса. У неоклассиков модель саморегулирования была более сложной и строилась на понятиях процентной ставки и полной занятости. Именно эти два параметра приводят систему к состоянию равновесия, обеспечивая функционирование всех систем.
Кейнсианцы, напротив, отрицали универсальность рыночного механизма. Они предлагали использовать государственные методы воздействия на национальную экономику с целью приведения всех подсистем к относительному балансу сил. Наиболее часто эта теория используется в переходные периоды, а также при кризисных экономических ситуациях.
Неоклассическая модель равновесия применяется в долгосрочном периоде, а кейнсианская действенна в краткосрочных временных промежутках.
Факторы экономического равновесия
Рыночное равновесие достигается при определенном соотношении предложения и спроса, которые определяют общую равновесную цену. При этой цене каждая единица товара, созданная производителями, будет реализована. Считается, что такой баланс достигается за счет работы рыночного механизма, конкурентной борьбы и естественного переливания капитала с одного рынка на другой. В коротких периодах предприятия будут снижать цены на продукцию, а в длительных – увеличивать объемы выпуска.
Если рыночная цена будет выше равновесной, то появится излишек продукции, что в конечном итоге заставить производителей снижать цену. Если же цена на рынке будет ниже равновесной, то производители уменьшат объем производства, как следствие возникнет дефицит продукции.
Однако в современном мире цена перестала играть основополагающую роль. Факторами неценового характера, оказывающими влияние на рыночное равновесие, являются:
Факторы спроса:
- общий уровень доходов потребителей;
- текущие предпочтения в моде и вкусы;
- общее число потребителей или демографическая ситуация;
- цена на товары-субституты;
- психологические ожидания покупателей;
- цены на товары, дополняющие основной продукт.
-
- цена на ресурсы;
- развитость технологий и научный прогресс;
- уровень конкуренции;
- величина налоговых ставок;
- ожидания реального сектора;
- ценовая конкуренция на рынке.
Под влиянием неценовых факторов предложение остается неизменным, а спрос растет, то объем реализуемой продукции увеличивается. Если при этих же условиях спрос падает, то и реализация уменьшается. Если спрос неизменен, а предложение растет, то предлагаемая продукция так же растет.
При неизменном спросе и падении предложения цены растут, а производственный объем уменьшается. Если предложение и спрос оба растут, то цены остаются на одном уровне, изменяется лишь производственный объем.