Сущность планирования
Под экономическим планированием понимается процесс постановки целей (стратегических и тактических) на основе построения систем экономических и финансовых показателей, методик контроля и регулирования.
Объектом такого планирования может быть любой хозяйствующий объект. Например, предприятие. Либо, государственные, унитарные предприятия. Например, бюджетные учреждения, казенные или автономные.
В Российской Федерации планирование строится на принципе составления государственных, региональных и муниципальных программ. Данный принцип называется программно-целевой метод.
Каждый субъект Российской Федерации на государственном, региональном, муниципальном уровнях создает программы в различных сферах деятельности государства. Например, образование, медицинское обслуживание, социальные программы, дорожное обслуживание, сфера ЖКХ и многие другие.
Важно, что такие программы в Российской Федерации носят индикативный характер, то есть рекомендательный. А также показатели программы могут быть изменены на промежутке исполнения.
Рассмотрим, как осуществляется планирование в сфере образования в Российской Федерации.
Планирование в сфере образования
На государственном уровне самым важным документов в сфере планирования образования является следующий документ: Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
Период планирования – 4 года. Такой период планирования является среднесрочным.
Основные ключевые индикаторы выполнения программы:
- доля образовательных учреждений, приспособленных для особых категорий граждан;
- доля образовательных учреждений, в которых осуществляется подготовка по перспективным направлениям образования;
- доля образовательных учреждений, в которых есть система для мониторинга трудоустроившихся выпускников;
- доля специальностей, по которым проходит сертификация квалификации.
В программе для планирования используются следующие основные категории:
- основные разработчики;
- цели и задачи;
- важнейшие целевые индикаторы и показатели;
- сроки выполнения;
- объемы финансирования;
- ожидаемые конечные индикаторы и результаты.
План состоит из следующих категорий:
- общая характеристика проблем;
- постановка целей и задач;
- составление перечня целевых индикаторов;
- основные мероприятия;
- основные комплексные проекты;
- обоснование финансирования;
- механизмы реализации;
- оценка эффективности;
- планы по индикаторам составляются в базовом значении за год и на планируемый период;
- дается методика сбора информации и расчета показателей.
На региональном и муниципальных уровнях составляются программы, схожие по принципу, представленному выше. Однако, срок планирования, может быть 3 года. Также список ключевых индикаторов может дополняться. Региональные и муниципальные образования также в праве самостоятельно разрабатывать методики оценки эффективности программ (планов), а также в праве вносить изменения в программы (планы),
Недостатки планирования
В Российской Федерации наблюдаются следующие недостатки системы планирования в образовании:
- недостаток необходимой статистической информации;
- сложности в обмене информацией между учреждениями;
- отсутствие адекватной и информативной системы оценки качества исполнения планов (государственных, муниципальных, региональных программ);
- оценка эффективности выполнения программ не всегда прямо отражает результаты;
- все показатели носят в основном рекомендательный и прогнозный характер;
- нет единой системы индикаторов для оценки развития сферы образования.