Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическое и рыночное равновесие

Сущность рыночного равновесия

Определение 1

Рыночное равновесие представлено определенной ситуацией на рынке, которую можно характеризовать тождественным значением величин спроса и предложения. В этой ситуации субъекты не имеют побуждений каким-то образом менять такую конъюнктуру.

Точку рыночного равновесия на графике можно отразить пересечением кривых. Она включает ту область экономического пространства, в которой происходит пересечение интересов потребителей и производителей.

Конечные потребители могут приобретать продукцию по разным ценам, величина цен находится в зависимости от большого количества факторов. Тем не менее, есть устойчивая точка, в соответствии с которой сторонам сделки невыгодно поменять что-либо.

В этом случае цена, которую предлагает продавец за товар, называется равновесной ценой, а соответствующий ей объем продукции рынка – равновесный объем.

Рыночное равновесие можно рассматривать в виде временной ситуации, сохранение которой будет до тех пор, пока на спрос и предложение не будут оказывать воздействие неценовые факторы.

Общая теория равновесия

В соответствии с общей теорией рыночного равновесия можно выделить несколько основных постулатов:

  1. Свободная конкуренция на рынках, формирование цен в соответствии с соотношением между спросом и предложением без государственного вмешательства.
  2. Наличие регулируемого рынка в качестве базового и важнейшего инструмента общественной жизни.
  3. Стремление производителей максимизировать доход, а покупателей удовлетворить потребности, затратив при этом минимум усилий.
  4. Рыночное равновесие как результат взаимодействия государства, предпринимательского сектора и конечных потребителей.

Виды и модели равновесия в экономике

Рыночное равновесие можно классифицировать на 2 вида:

«Экономическое и рыночное равновесие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Частное равновесие, которое проявляется при предложении производителями отдельных видов товара отдельным группам покупателей.
  • Общее равновесие, которое находится в соответствии с совокупным производством продукции и величиной национального дохода, который предназначен для потребления.

Что касается частного рыночного равновесия, то оно представлено ситуацией, при которой общественное совокупное производство включает отдельные группы продукции, выпускаемые отдельными производителями, а их реализация происходит отдельным группам граждан.

Общее рыночное равновесие можно представить в виде ситуации, при которой можно наблюдать соответствие общественного совокупного производства и общей величиной национального дохода, необходимого для потребления населением.

Положение рыночного равновесия можно считать устойчивым, когда отклонение от него будет вести к одновременному возврату к первоначальному состоянию. В прочих случаях равновесие можно считать неустойчивым. С помощью мгновенного равновесия характеризуется ситуация, в которой предложение на рынке не будет меняться.

На состояние рынка напрямую влияет государственная налоговая политика

Рассмотрим основные модели рыночного равновесия. Более популярной является модель Вальраса, рассматривающая функции спроса и предложения в качестве прямых. Вальрас был математиком, являлся основоположником математического направления в экономике.

На графике он отразил, что когда рыночная цена $P_1$ будет выше, чем равновесная цена, то проявится избыток предложения, который будет толкать цену вниз.

Если же рыночная стоимость в положении $P_2$ будет ниже, чем равновесная, то можно наблюдать дефицит с проявлением большей свободы для производителей в области установки цен.

Еще одна модель — модель Маршалла, британского экономиста и основателя Кембриджской школы экономики. Маршалл предложил к рассмотрению модель, включающую цены спроса и предложения при определенном объеме производства.

Когда объем $Q_1$ оказывается меньше, чем равновесный объем $Q_e$, то цена спроса начнет превышать цену предложения. Это будет стимулировать производителей к наращиванию выпуска.

Когда объем $Q_2$ будет преобладать над равновесным объемом, то продавцы будут вынуждены снизить выпуск.

Особенностью модели А. Маршалла являлось то, что он описывал рыночное равновесие в долговременном периоде, то есть объем предложения был способен реагировать на высокую рыночную цену в области спроса. Так, происходит анализ состояния дефицитного положения продукции.

Замечание 1

Отметим, что современная экономическая теория равновесия представляет собой смесь двух методик Вальраса и Маршалла. Из методики Вальраса в экономику были включены функции, а из методики Маршалла – графики. Тем не менее, данный факт не оказывает влияния на точность результатов в рыночных исследованиях.

В процессе изменения спроса или предложения, или прочего одновременно происходило изменение рыночной цены равновесия. Нарушение состояния равновесия может происходить при вмешательстве в него внешних сил. В качестве внешних сил чаще всего выступает государство и монополистические предприятия.

Вмешательство проявляется в следующем. Государственное утверждение потолка цены ниже, чем уровень равновесной цены, что способствует формированию стойкого дефицита продукции, который даже государство не может устранить. Это происходит потому, что цена ниже равновесной не может заинтересовать производителей наращивать выпуск.

Если же происходит установка государством (монопольной компанией) цены выше равновесной, то образуется излишек продукции или затоваривание рынка. Это излишек государство вынуждено закупать за средства налогоплательщиков.

Большое влияние на равновесие также оказывают налоги, особенно, что касается дохода социальных слоев, так как они получают льготы и пособия со стороны государства. Это означает рост общей покупательной способности населения.

На работе предприятий, выпускающих товар, налоги сказываются пагубно, поскольку производители компенсируют увеличение ставки через снижение объема выпуска благ.

В результате происходит превосходство спроса над предложением, что приведет к росту цен.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot