Зарождение экономической этики
Экономическая этика является основным проявлением профессиональной этики, ее также часто именуют деловой этикой или этикой бизнеса.
Этим вопросам в настоящее время уделяется очень много внимания. Экономическая этика является древней наукой, начало которой было положено еще Аристотелем в его трудах «Этика», «Политика». Аристотель не отделял в то время экономику и экономическую этику, а также общество и экономический институт.
Первая концепция этики экономических отношений была представлена Фордом. Он считал, что благосостояние и счастье можно добыть только честной работой, в этом заключался здравый этический смысл. Фордовская этика заключалась в том, что выпущенный продукт являлся не просто реализованной деловой теорией, а целью создания из мира вещей источника радости. Машина и сила, имущество и деньги полезны в теории Форда лишь в той степени, в которой они способствуют свободной и счастливой жизни. До настоящего времени этико-экономические установки Форда не потеряли своего практического значения.
В условиях современности проблемы экономической этики в качестве самостоятельной области научного знания не становятся предметом социального исследования российских ученых и специалистов. В отличие от этого западная этическая наука уделяет большое внимание этическому обоснованию предпринимательской и хозяйственной деятельности. Наибольшей известностью пользуется исследования и труды К. Хомана, Блюме-Дреза и т. д. Научные разработки нашей страны в этой сфере выглядят очень скромно.
В последнее время стали появляться публикации отечественных авторов, которые посвящены проблемам этики и в большей мере сосредоточены на проблемах деловой предпринимательской этики. Но на сегодняшний день число таких трудов остается очень мало, почти отсутствуют работы по исследованию роли и значения социальных институтов в области формирования нравственного порядка в обществе, включая сферу экономических отношений.
По мнению большинства западных ученых, причина большинства негативных явлений в российском современном обществе, для которого характерно коррупция, дезинтеграция и пессимизм, заключается именно в социальном порядке общества и системе его институтов. То есть проблемы следует искать не в аморальном поведении и в испорченных нравах, а в пространстве экономической и социальной этики.
Понятие экономической этики
Экономическая этика представляет собой систему норм поведения предпринимателей, а также требования, которые предъявляются культурным обществом к стилю работы, отношениям участников бизнеса, а также их социальному облику.
Экономическая этика адаптирует к практическим нуждам предпринимателя сведения об этических понятиях, включая моральные требования к стилю работы и внешнему виду делового человека.
Экономическая этика включает в себя этику ведения переговоров с партнерами, этику составления документов, применение этических методов в конкуренции. Также в экономическую этику включён деловой этикет, формирующийся под воздействием исторически сложившихся условий конкретного государства.
Существует этический кодекс предпринимателя, среди основных постулатов которого можно назвать следующие принципы:
- Убежденность в полезности собственного труда не только для себя, а также для всего общества в целом и для других людей.
- Предприниматель должен исходить из того, что люди, которые его окружают, умеют и хотят работать.
- Вера в бизнес, расценивание бизнеса в качестве привлекательного творчества.
- Признание необходимости конкуренции, понимание необходимости сотрудничества.
- Уважение всех видов собственности, а также общественных движений.
- Уважение профессионализма, законов и компетентности.
- Признание ценности образования, техники и науки.
Данные принципы экономической этики каждого делового человека конкретизируются в ходе применения к различным областям профессиональной деятельности.
Деловой этикет и деловая этика
Деловой этикет включает в себя нормы, которыми регламентируется стиль работы, манера общения фирм, имидж бизнесмена. Этика предпринимательства не возникает по субъективному желанию ее представителя.
Формирование этики предпринимательства является сложным и долгим процессом, условиями которого являются экономическая и политическая свобода, сильный уровень исполнительной власти, пропаганда и стабильное законодательство.
Деловая этика представляет собой форму прикладной этики, тщательно изучающую этические принципы, моральные и этические проблемы, возникающие в бизнес-среде.
На сегодняшний день на более добросовестных рынках спрос на этические бизнес-процессы и действия растет. Помимо этого, давление по применению деловой этики на сегодняшний день оказывается через принятие законов и общественных инициатив.
Деловая этика требует, чтобы предприятие изучало свое поведение по отношению к внешнему миру. Компания должна принимать во внимание мораль, этические рассуждения и этику приложения. Например, моральная философия бизнеса предпринимателя влияет на этические убеждения.
К моральной философии можно отнести общую руководящую систему убеждений и восприятие индивидом события в качестве правильного или неправильного. Для ознакомления с моральной философией необходимо применение этики в бизнесе и управлении. Для решения моральных проблем важными являются этические теории и концепции.
Менеджерами и сотрудниками должны интегрироваться моральные проблемы в процесс принятия управленческих решений.
Наиболее важной проблемой является:
- Соотношение реального поведения экономических агентов в экономической этике и представление о должном поведении.
- Воздействие других экономических институтов на формирование хозяйственной этики,
- Связь этических ценностей общества и его экономического развития.
- Соотношение между реальным поведением экономических агентов в экономике и представление о должном поведении.