Понятие и сущность рынка
Рынок - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров.
Сущность рынка заключается в том, что он представляет сферу обращения, где осуществляется связь производителей и потребителей.
Субъекты рынка – продавцы и покупатели. В их качестве выступают субъекты хозяйствования, государство и социум. Они взаимодействуют на рынке, тем самым, образуя «поток» купли-продажи.
Субъекты хозяйствования представляют собой экономические единицы, которые ведут свою деятельность исключительно в целях извлечения экономических выгод. Они являются поставщиками товаров и услуг на рынок.
Государство представлено на рынке всевозможными бюджетными учреждениями, не преследующих цель извлечения выгод, а реализуют функции государственного контроля на хозяйствами.
Объекты рынка – товары и денежные средства.
Основные функции рынка:
- Информационная (способствует постоянной осведомленности участников рынка об изменениях спроса и предложения на определенный товар);
- Посредническая (способствует определению выгодности той или иной сделки);
- Ценообразующая (способствует объективному определению цены на определенный товар при помощи спроса);
- Регулирующая (важнейшая функция, способствующая здоровой конкуренции внутри рынка);
- Санирующая (способствует росту устойчивости всего хозяйства в целом).
Современному рынку присущи следующие черты:
- свободный вход и выход, поэтому число участников неограниченно;
- полная свобода в перемещении ресурсов;
- наличие товарной массы;
- развитая и устойчивая денежная система;
- подчинен действию законодательства;
- всеобщность и универсальность;
- развитая инфраструктура и открытая экономика.
Существуют следующие классификации рынков:
- По объектам купли-продажи;
- По размещению;
- По формам собственности;
- По характеру продаж;
- По видам конкуренции.
К положительным качествам рынка можно отнести отсутствие дефицита, эффективное распределение и использование имеющихся ресурсов, гибкость, а также свобода выбора.
К отрицательным качествам рынка относятся неспособность к сохранению ресурсов, он не способен решать социальные проблемы (например, содержание пенсионеров), он безразличен к производству общественных благ, а также он имеет нестабильное развитие.
Показатели рынка
Основные показатели рынка – спрос, предложение и эластичность.
Спрос – максимальное количество денежных средств, которое покупатель готов уплатить за товар.
Предложение – минимальная сумма, за которую производитель готов реализовать товар.
Эластичность представляет собой отношение изменения величины предложения, либо спроса товара к заданному изменению его цены.
При анализе рынков высокий интерес представляют следующие показатели:
- Емкость;
- Доля;
- Конъюнктура.
Емкость рынка представляет собой объем проданного товара, аналогичного тому, который производит субъект хозяйствования в течение года. Она рассчитывается на основе данных национальной и внешнеторговой статистики.
Емкость рынка – показатель, который характеризует количество товаров, которое можно продать за определенное время на определенном рынке.
Доля рынка представляет собой удельный вес продукции субъекта хозяйствования в совокупном объеме продаж товара, либо отрасли. Чем выше доля, которую занимает субъект хозяйствования, тем выше извлекаемые экономические выгоды.
Конъюнктура рынка. Предмет исследования рынков определенных товаров – соотношение спроса и предложения данных товаров. Общая цель таких исследований заключается в выявлении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса на данные товары.
Конъюнктура рынка – соотношение между спросом и предложением, а также уровнем соотношения цен.