Понятие конкурентоспособности компании
Под конкурентоспособностью предприятия понимают его преимущественные характеристики по сравнению с другими компаниями аналогичной отрасли на территории страны и за ее границами.
Состояние конкурентоспособности – не имманентное состояние компании. Это значит, что конкурентоспособность можно оценить исключительно в группе компаний, которые относятся к одной отрасли экономики ли выпускают аналогичную продукцию (оказывают услуги).
Конкурентоспособность выделяют, только сравнивая эти компании между собой в масштабах страны и в масштабе мирового рынка.
Итак, конкурентоспособность компании – относительное понятие, поскольку одна и та же компания в масштабе отраслевой группы может быть исключительным лидером, но в масштабе мирового рынка – далека от лидерства. Степень оценки конкурентоспособности (выявление преимуществ компании перед другими предприятиями) состоит в первую очередь в выборе основных параметров сравнения. Иными словами, сначала следует выявить компанию-лидера в отрасли и на мировом рынке.
Оценка конкурентоспособности компании: показатели
Конкурентоспособная компания должна обладать определенным набором качеств. К таковым относятся:
- Соразмерность и соизмеримость качественных параметров продукции согласно идентичности потребителей
- Соизмеримость рыночных сегментов, для которых предназначается продукция
- Соизмеримость периода жизни компании в конкретной его фазе
Иными словами, конкурентоспособная компания может таковой являться лидером по сравнению с другой, если они удовлетворяют аналогичные потребности потребителей одного рыночного сегмента и при этом находятся на одном и том же жизненном цикле компании.
Основные показатели, составляющие базу конкурентоспособного предприятия, это:
- Максимально низкие производственные издержки
- Высокая и качественная фондоотдача
- Высокая рентабельность товаров
- Высокий уровень производительности труда
- Постоянное развитие производства и оснащения
- Финансовая стабильность и независимость
- Регулярная высокая прибыль
Параметры конкурентоспособности могут изменяться в зависимости от того, какова специфика деятельности компании, какие созданы экономические и политические условия. Именно поэтому только при условии динамики и развития экономики и производства можно говорить о четких признаках конкурентоспособности и высоких или низких рейтингах производителей.
Роль показателей уровня конкурентоспособности для предприятия
Каждое производственное предприятие на современном этапе развития экономики старается занять наиболее высокую ступень среди конкурентов. Любая компания просто обязана читывать и отслеживать позиции и состояние своих конкурентов. От качества производимой продукции, оказания услуг и выполнения работ зависит будущее предприятия.
Рентабельность продаж, отзывы, мотивированность персонала, высокая прибыль и другие факторы в совокупности зависят от возможностей компании противостоять конкурентам и умений руководства строить отношения в деловой среде.
Слабые предприятия, не выдерживающие конкуренции, не осваивающие современные технологии производства и развития обычно несут немалые убытки. Параллельно со снижением конкурентоспособности возрастает риск банкротства компании.
Высокая конкурентоспособность – важный элемент престижа и делового облика компании. Предприятия, находящиеся на топовых позициях на рынке, завоевывают большой авторитет и во многом влияют на своих конкурентов, подавляя их стремления и желания, заставляя принимать существующие правила рынка.