Понятие агрегирования
Как известно, макроэкономика изучает глобальные процессы, которые происходят во всем мире. Для достижения данной цели данная наука использует особый метод – агрегирование экономических показателей.
Под агрегированием следует понимать укрупнение разнородных показателей и объединение их по какому-либо признаку с целью анализа большого объема информационных данных.
Названный прием отличается тем, что при анализе индивидуальные признаки не учитываются, при этом выделяются главные, характерные для всей совокупности характеристики.
С помощью такого анализа специалисты выделяют несколько типов объектов макроэкономического анализа:
- Субъекты;
- Рынки;
- Показатели.
Субъекты макроэкономики
Выделяют 4 макроэкономических субъекта, которые наглядно представлены на рисунке ниже.
Первая категория включает в себя все население отдельно взятого государства. Среди особенностей данного субъекта можно выделить следующие:
- Выступают собственниками основных экономических ресурсов, которые используются ими в процессе экономического взаимодействия;
- Получение дохода в обмен на имеющиеся в распоряжении материальные блага, финансовые ресурсы, трудовые и предпринимательские способности.
- Являются потребителями большинства производимых экономикой продуктов, обменивая на них свои доходы;
- Являются источником кредитных денежных ресурсов, так как склонны накапливать часть средств в специальных учреждениях.
Вторая категория представляет собой совокупность экономических субъектов, деятельность которых связана с достижением коммерческих целей. Среди их характерных признаков можно выделить нижеследующие:
- Использование ресурсов в производственной деятельности;
- Производство большинства продуктов, которые потребляет экономика;
- Выплата дохода населению за пользование их ресурсами;
- Привлечение в свою деятельность кредитных ресурсов, которые накоплены населением;
- Инвестирование в развитие экономики.
Третья категория выступает регулирующим фактором, перераспределяя доходы, и характеризуется следующим:
- Сглаживание «неровностей» экономической системы;
- Приобретение произведенного продукта для нужд государства;
- Производство товаров и услуг определенно вида;
- Выполнение функции по перераспределению доходов через налоговый механизм.
Четвертая категория включает в себя все остальные государства и экономические отношения с ними отдельной страны.
Рынки макроэкономики
На рисунке ниже представлены макроэкономические рынки.
Первая группа рынков включает в себя «реальный» сектор экономики, в котором производятся и потребляются товары, выраженные в материальной или нематериальной форме, а также работы и услуги.
Вторая группа – включается в себя активы финансового характера:
- Денежные средства – банкноты и монеты;
- Ценные бумаги, которые представляют собой зафиксированные права и обязательства по выплате денежных средств в будущем.
Показатели макроэкономики
Для макроэкономической науки характерен подсчет специфических показателей, которые наглядно представлены на рисунке ниже. На самом деле, таких показателей больше, но названные являются основными.
Первый показатель включает в себя все произведенные продукты, работы (услуги), которые произведены внутри государства. Он включает все, что представляет собой законченный продукт, который потребляется непосредственно. Из данного показателя необходимо исключить продукты промежуточной обработки, например, полуфабрикаты.
Второй получается путем исключения из предыдущего суммы амортизационных начислений.
Национальный доход представляет собой доход, который получен всеми субъектами национальной экономики, исключающий амортизацию и налоги, взимаемые с конечного потребителя продукта.