Феномен японской экономической системы
Среди азиатских моделей экономических систем наибольшую известность имеет японская модель. Феномен японской экономики вызывают повышенный интерес общественности всего мира. Ведь Япония — это страна экономически зависима от внешней экономики. На ее территории практически нет природных ресурсов. Помимо всего прочего, Япония стабильно переживает различные катаклизмы. Её не обошла стороной вторая мировая война, ядерная атака, череда землетрясений. Казалось бы, всё это неминуемо должно повлиять на экономику страны не лучшим образом. Тем не менее Япония укрепляет свои экономические и политические позиции в мире.
Хозяйственное развитие Японии
Хозяйственное развитие Японии не отличается какой-либо спецификой и базируется на 4 типичных принципах:
- жесткий государственный контроль во всех сферах с целью решения приоритетных задач государства
- экспортная ориентация экономики, направленная на создание мощного резервного финансового фонда и инвестирование.
- Привлечение иностранного капитала, в том числе с целью развития научно-технического прогресса.
- Организация крупных национальных предприятий-монополистов, которые располагают возможностью совершенствования качество продукции для того, чтобы в последствии создавать конкуренцию на внешних рынках. Речь идет о всем известных мировых гигантах в сфере технического развития.
Национальные особенности воспитания населения
Гораздо более влиятельными в данной модели имеет смысл считать восточноазиатский инструмент - психологическая особенность населения азиатских стран. Особенности воспитания всего поколения населения формировались в сложных природных и исторических условиях на базе глубоких философских религиозных и моральных ценностей.
К таким ценностям воспитания относятся жёсткая дисциплина, прививаемая с детства, исключительное трудолюбие, аккуратность, педантичность, уважение к старшим. С точки зрения развития характера — это настойчивость и терпение, умение подчиняться, преданность работодателю, коллективизм, командный дух. С точки зрения принятие себя как личности население воспитано так, что каждый знает свое место, ориентирована минимальной потребности, а также на желание учиться и развиваться.
Принципы построения рабочего режима
В отличие от европейского рабочего, мужчина в Японии работает 57 часов в неделю. Это больше американцев и западноевропейцев на 10часов. Разница в зарплате директора и рядового работника составляет не более чем в 10 раз. Для примера, в США такая разница может составлять более чем в 100 раз.
Женская рабочая сила в Японии не рассматривается как серьёзная тсосталяющая экономики. В статистике страны все женщины зарегистрированы как домохозяйки.
В связи с этим если женщина работала и попала под сокращение, она не будет записана в число безработных. Поэтому уровень безработицы в официальных источниках страны всегда на низком уровне. Оплата труда женщин в 2 раза ниже чем у мужчин. Тем не менее японские женщины умело совмещают семью и карьеру. Разводы в Японии крайне редки. Благодаря социокультурным традициям в Японии развита система образования и переподготовки кадров. Поэтому Япония богата учеными.
Японская модель управления. "Кружки качества"
- Во-первых, в Японии принято работать фактически всю жизнь на одном предприятии продвигаясь по служебной лестнице. Вне зависимости от образования работник начинает свою карьеру с самой низшей должности, но не задерживается на одном месте более двух-трех лет.
- Во-вторых, в Японии нет жесткой классификация должностей. Соответственно нет четких фиксированных ставок заработной платы для каждой специальности. Поэтому определяющую роль в этом вопросе играет руководитель.
Для того чтобы хорошо зарабатывать в Японии, необходимо иметь стаж. А также есть прямая связь объема заработной платы менеджера от результатов работы предприятия в целом. К стимулирующими инструментам для повышения трудовой активности относятся:
- повышение заработной платы
- выплаты бонусов
- выплаты единовременных пособий
- выплата крупных выходных пособий
Крайне эффективным экономическим стимулом являются выплаты, которые производят в дважды в год и которые зависят от деятельности предприятия. В основном это достаточно значительные суммы. Также используются психологические стимулы такие как откровенные беседы или возможность внесения предложений. Делается это с целью повышения у работника чувства принадлежности к своему предприятию.
Отдельно надо сказать о системе добровольных «кружков качества», действующих на территории Японии. Их количество около 1 миллиона, в них задействованы около 10 млн человек. Такой кружок качества объединяет до 10 работников, которые периодически собираются, обсуждают рационализаторские предложения, снижение затрат, совершенствование технологических процессов, решение проблемы производительности труда. За полезные предложения участники таких кружков вознаграждаются мелкими памятными предметами либо денежными вознаграждениями.