Кейнсианская модель экономической политики
Кейнсианская концепция регуляторной деятельности государства основана на следующих предположениях:
- рынок сам по себе не может обеспечить полное и эффективное использование ресурсов и их рациональное распределение, а следовательно, экономическую стабильность. Поэтому, целью стабилизации экономики и смягчения экономических спадов и подъемов, государство обязано активно вмешиваться в экономический кругооборот. Оно также должна выплачивать социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и т.п., чтобы не допустить социального взрыва. Для этого необходимо формировать соответствующую экономическую политику, эффективно использовать административные, правовые, организационные и экономические рычаги (регуляторы);
- совокупные расходы (спрос) является основным фактором, который влияет прежде всего на производство, занятость, доходы, а не на цены. Следовательно, уровень производства, занятости, доходов и цен должен формироваться на основании повышение потребительского спроса (С), инвестиций (I), рост экспорта (Ех) и государственных расходов (G);
- факторы С, І, Ех и G являются объектами экономической политики и, таким образом, находятся (должны находиться) под непосредственным влиянием государства.
Основные составляющие кейнсианской модели:
- необходимость увеличения доли национального дохода, распределяемой через государственный бюджет;
- увеличение государственного сектора в экономике путём образования предприятий с государственным и смешанным капиталом;
- применение инструментов бюджетно-финансового регулирования для обеспечения эффективного уровня занятости населения и поддержания темпов экономического роста, а также стабилизации макроэкономической конъюнктуры.
Неокейнсианская концепция основывается на принципе дефицитного финансирования государственных расходов. При этом дефициту бюджета присущи такие эффекты:
- краткосрочный – расширение денежного спроса, которое в свою очередь стимулирует рост производства;
- долгосрочный – замещение частного спроса на денежные ресурсы государственным, что достигается за счёт реального роста экономики и расширения денежного предложения.
Классические (консервативные) модели экономической политики
Теории неолиберального, неоклассического, неоконсервативного направлении (теория экономики предложения, монетаризм, теория рациональных ожиданий) вынужденно признают необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, но сводят ее до минимума и отдают предпочтение косвенным методам государственного воздействия.
Монетаристская концепция экономической политики государства основывается на количественной теории денег. Монетаристы считают, что система свободного рынка обеспечивает рациональное распределение и эффективное использование ресурсов, а следовательно, макроэкономическую стабильность на основании конкуренции (при условии, что государство не вмешивается в функционирование экономики).
Необходимым условием обеспечения экономического роста согласно их теории является незначительное увеличение денежной массы (3-5% в год), что при соответствующем увеличении массы товарной позволит избегать галопирующей инфляции. Увеличение же денежной массы более чем на 5 % может привести к повышению цен, а уменьшение денежной массы более чем на 3 % может вызвать спад производства; оптимальный темп прироста объёма общественного производства должен составлять 3-5 % в год. А увеличение денежной массы, опережающее увеличение объемов производства, является причиной длительной инфляции.
Из-за невозможности «точной настройки» национальной экономики, как правило, последствиями неудовлетворительной денежной политики государства являются инфляция, спад производства, безработица, кризис платежного баланса.
Комплекс мероприятий для оздоровления экономики
- жесткое регулирование прироста денежной массы;
- снижение уровней налогов и кредитов;
- уменьшение социальных расходов;
- обеспечение свободного развития предпринимательства;
- обеспечение рыночного ценообразования;
- отмена минимальных уровней заработной платы.