Форма экономической политики по своей сути представляет совокупность мероприятий в различных сферах народного хозяйства, целью которых является влияние на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью соответствующего элемента экономического механизма.
Бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-налоговая политика – это форма влияния на развитие социально-экономических процессов, происходящих в обществе, с помощью бюджетно-налоговой системы. Проявляется путём влияния на доходы и расходы государства.
Денежно-кредитная политика
Представляет собой совокупность мер, направленных на изменение взаимосвязей между элементами экономической системы с помощью инструментов денежно-кредитной системы. Проявляется путём воздействия на денежное обращение и кредитные ресурсы в стране.
Ценовая политика
Ценовая политика может проявляться на уровне отдельного предприятия (фирмы) или в форме государственного регулирования цен.
Ценовая политика предприятия является составляющей стратегии и тактики поведения производителя (продавца) на рынке, важной частью маркетинговой политики, которая, в свою очередь, определяет нe только уровень цены товара в зависимости от типа формирования рыночной конъюнктуры, но и её (уровня) изменение в соответствии с жизненным циклом товара, действий конкурентов и другими факторами. Целью ценовой политики на уровне предприятия является улучшение хозяйственно-экономической деятельности – снижение издержек, ритмичность производства, устойчивый сбыт, прибыльность.
Ценовая политика представляет систему мероприятий, направленных на выбор общей стратегии ценообразования; обеспечение наибольшего объёма прибыли с учётом потребительских свойств, объёмов спроса на товар и возможностей его удовлетворения; эластичности спроса и предложения.
Ценовое регулирование – воздействие государства на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью системы ценообразования.
Государство может влиять на процесс ценообразования как прямо, так и опосредованно. Соотношение между прямым и косвенным влиянием на процесс ценообразования определяется следующими факторами:
- уровень развития рыночных отношений;
- принятая в национальной экономике концепция ценообразования;
- фаза экономического цикла.
Прямое регулирование цен обычно преобладает на начальном этапе становления рыночных отношений, когда регулирующая способность рынка еще недостаточно развита, а также в условиях кризисного состояния экономики, в периоды инфляции и дефицита товаров. В этих условиях государство вмешивается в деятельность предприятий путем регулирования цен на важнейшие товары и услуги для населения.
При этом применяются следующие методы:
- установление фиксированных цен на отдельные виды товаров;
- установления предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов; «замораживание» цен на определенный срок;
- введение предельных уровней торгово-сбытовых надбавок / скидок;
- установление дотаций производителям отдельных видов товаров.
На этапе зрелых рыночных отношений и в нормальных, бескризисных условиях развития экономики преобладает косвенное (опосредованное) влияние на цены путем изменения уровня ставок налогов, которые заложены в цену (налога на добавленную стоимость, акцизного налога), через дифференциацию налоговых ставок, манипулирования ввозной / вывозной пошлиной, введение предельных уровней рентабельности.