Понятие экономической политики
Понятие политика можно характеризовать в качестве образа действий, которым определяются отношения между людьми посредством поставленных целей и задач.
Все цели и задачи достигаются при помощи использования соответствующих средств и методов.
Экономическая политика состоит из методов, инструментов и форм воздействия государства на экономические и социальные процессы.
В качестве категории экономическую политику рассматривают на государственном и региональном уровне. Любое предприятие в условиях рынка функционирует самостоятельно, поэтому экономическая политика рассматривается в данном случае на микроуровне, то есть на уровне работы отдельного предприятия.
Особенности экономической политики предприятия
Экономическая политика предприятия включает в себя систему основных положений (элементов), которые обуславливаются интересами соответствующих категорий индивидуумов (групп) и определяют особенности деятельности.
Основные положения экономической политики предприятий это:
- Деятельность, поведение, взаимодействие с внешней средой;
- Приоритеты, относящиеся к деятельности предпринимательских структур;
- Целевые установки, которые определяют желаемые достижения руководства предприятия, ориентация в окружающей среде;
- Механизм взаимодействия предприятия с агентами внешней и внутренней среды.
Экономическая политика предприятия рассматривается в качестве системы, которая объединяет элементы и виды предпринимательских структур.
Виды экономической политики
В зависимости от направленности влияния экономическая политика предприятий (как и государственная экономическая политика в целом) делится на:
- Внешнюю экономическую политику,
- Внутреннюю политику.
Данная классификация связана с тем, что элементы внутренней экономической политики относятся к процессам, происходящим внутри компании. Эти процессы больше всего сказываются на деятельности соответствующих подразделений предприятия, на планируемых и получаемых результатах, поэтому оцениваются количественным подходом. Посредством элементов внешней экономической политики происходит отражение процесса взаимодействия предприятия и агентов внешней среды.
Внутренняя экономическая политика предприятия подразделяется в свою очередь на несколько сегментов:
- Маркетинговая политика (исследование рынков, ценовая политика, сбыт, товарная политика),
- Кадровая (подбор кадров, мотивация и др.),
- Инновационная политика (распределение прибыли),
- Производственная политика (техника и технология),
- Финансовая (учетная и налоговая политика) и др.
Внешняя экономическая политика предприятий классифицируется в соответствии с признаком осуществления взаимодействия с экономическими агентами внешней среды и их отличительных характеристик:
- Взаимодействие с социальными группами, включая общественные организации;
- Отношения с государственными структурами (организациями), которые осуществляют контроль и регулирование деятельности предпринимательских структур;
- Отношения с конкурентами и конкурентное поведение;
- Отношения с покупателями, поставщиками, партнерами;
- Взаимодействие с инфраструктурой бизнеса, в которую входят финансовые институты (банк, кредитная организация, инвестиционный фонд и др.).