Суть и функции экономической науки
Существование человечества тесно связано с развитием хозяйственных отношений. Еще в древнем мире ученые стремились к пониманию процессов, возникающих между людьми. Само слово экономика дословно переводится, как ведение домашнего хозяйства. В ходе усложнения экономических связей стало очевидным, что производство оказывает огромное влияние на эволюцию человеческой жизни. При этом экономика проникает во все сферы действующих общественных систем. Она изучает экономику на уровне государства, хозяйствующих субъектов и каждого отдельного человека.
Экономическая наука занимается вопросами создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. При этом ресурсы, необходимые для их производства, ограничены.
Предметом экономики, как науки, является поиск решений, направленных на удовлетворение постоянно возрастающий потребностей общества, в условиях уменьшения ресурсов.
Экономическая наука выполняет ряд присущих ей функций:
- Изучение и научное обоснование процессов и явлений в хозяйственной системе.
- Применение полученных знаний на практике.
- Создание базовой основы для развития других экономических наук.
- Прогнозирование процессов в системе, последствий принятых экономических решений.
- Формирование в сознании общества определенной модели хозяйственного поведения.
Экономические западные школы 18 века
Интерес к структуре и принципам хозяйственных отношений возник еще в эпоху до нашей эры. Мыслители разных стран стремились к пониманию процессов, происходящих в обществе. Сама наука об экономике начала формироваться ближе к семнадцатому веку, когда в изучении хозяйственной деятельности стал применяться научный подход.
Для семнадцатого века характерно влияние меркантилизма. Экономика интересовала состоятельные слои населения, в чьих руках был сосредоточен капитал и власть. Основной задачей экономической мысли того времени было изучение источников богатства.
В восемнадцатом веке существовали две школы – физиократы и классическая политэкономия.
Физиократия дословно означает природовластие. Данное направление возникло в середине восемнадцатого века во Франции. Самым ярким представителем данной школы был Франсуа Кенэ. Физиократы действовали против меркантилистов, предлагая государству обратить внимание на развитие земледелия, а не на торговлю и накопление капиталов. Только обработка земли по их мнению приносила чистый доход, который являлся подарком природы. Физиократия была характерна для Франции, так как в то время оно занималось в основном сельским хозяйством. Поэтому производство рассматривалась французскими учеными как второстепенный источник дохода. Франсуа Кенэ в своей работе «Экономическая таблица» рассматривал процесс воспроизводства, а так же пропорции между частями общественного продукта. Можно сказать, что он первым проанализировал макроэкономическую модель общества.
На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в западных странах произошла промышленная революция. Труд совершил переход от ручного к машинному. Экономисты стали рассматривать производство наравне с сельским хозяйством. Возникло новое направление в экономической науке, которое позже называлось классическая политэкономия.
Наиболее известными представителями этой школы были Адам Смит и Давид Рикардо. Смит в своем труде «О природе и причине богатства народов» рассматривал такие вопросы, как:
- общее исследование хозяйственной системы;
- формирование теории стоимости;
- формы капитала и методы его накопления;
- экономическое регулирование хозяйства государством;
- государственные финансовые ресурсы;
- критика меркантилизма.
Можно сказать, что в своем труде Адам Смит сумел собрать данные из всех ранее существующих школ и на их основе создать более глубокое научное знание. За основу им взята теория стоимости привязанная к труду. То есть, стоимость всегда создается за счет труда, вне зависимости от производственной сферы. Конечная цена продукции формируется исходя из стоимостных затрат, а так же в зависимости от равновесия спроса и предложения. Смит дал более точное определение основных общественных доходов, включив туда прибыли предприятий, доходы населения и доходы от аренды земли.
Общественный продукт рассматривался им как совокупность всех доходов конкретной страны. То есть, увеличение богатства и благосостояния зависит от темпов производительности и уровня занятости населения. При этом повышение производительности требует специализации труда.
Для классической политэкономии характерен подход к изучению экономики с точки зрения экономического человека, то есть человека, стремящегося к получению денежного дохода. Важным отличием от идей прошлого было представление о том, что все субъекты экономики действуют свободно, при этом роль государственного регулирования минимизирована. То есть, экономическая система способна к саморегуляции.
Экономическая наука 18 века в России
Экономическое развитие России в 18 веке отставало от темпов западных стран. Мануфактуры только стали появляться, а промышленные предприятия составляли лишь малую долю всего производственного сектора. Большим толчком к экономическому росту России послужили реформы Петра Первого, проведенные в первой половине восемнадцатого века. Но для того времени характерно влияние меркантилизма, когда определяющую экономическую роль играло государство. Оно же стремилось к накоплению богатств.
Петр окружал себя множеством ученых, среди них был Иван Посошков – экономист и мыслитель. Он предполагал, что государство ограничивает увеличение богатства страны. Для решения данного вопроса он предлагал заставить всех людей трудиться, причем качественно и результативно, бороться с праздностью, ликвидировать затраты, не приносящие доход, ввести экономию.
Можно сказать, что взгляды Посошкова были близки к теории классической политэкономии. Главным источником дохода он видел труд. Большое внимание он уделял развитию промышленности, которая стала бы фундаментом к денежной стабильности государства. Чтобы избежать колебания цен на внутреннем рынке, он предлагал оставить право торговли только за купцами. При этом цены должны были устанавливаться сверху, а исполнение приказаний подвергаться контролю и надзору.
Василий Никитич Татищев стал основоположником русской экономической школы. Экономисты второй половины 18 века ставили вопрос об отмене крепостного права. Он так же поддерживал идею промышленного развития страны. В торговле он видел главый источник дохода государства, предлагал интенсивно развивать экспорт российской продукции. Важное место Татищев отводил сельскому хозяйству, ставя его наравне с производственным сектором.
Еще одним ярким ученым того времени был Михаил Васильевич Ломоносов. Он придерживался позиции, что у России свой самобытный путь экономического развития. При этом наращивание богатств не возможно без расширения государственных функций.
Радищев Александр Николаевич стал основателем нового экономического направления, основанного на ликвидации крепостного права. В данном действии он видел толчок к развитию всех экономических сфер жизни российского общества.