Неоклассический контракт – это разновидность контракта, согласно которому между независимыми экономическими агентами устанавливаются долгосрочные отношения с учетом необходимости их адаптации к непредвиденному наступлению обстоятельств в процессе реализации контракта.
Разновидности контрактов в экономике
Институциональная экономическая школа говорит о том, что взаимодействие между экономическими субъектами осуществляется посредством заключения контрактов. Причем контракты бывают трех типов:
- классический контракт – это двусторонний контракт, который имеет конкретное нормативно-правовое основание и четко регламентирует все условия сделки;
- неоклассический контракт – это контракт, который заключается сторонами на долгосрочную перспективу в условиях неопределенности;
- отношенческий контракт – это контракт, которым устанавливаются непрерывные взаимоотношения сторон, использующих высокоспецифичные ресурсы.
Теоретические основы неоклассических контрактов
Неоклассический контракт заключается в случае установления экономическими агентами между собой долгосрочных отношений. Причем в процессе выполнения положений контракта могут наступить непредвиденные обстоятельства, к которым агентам приходится адаптироваться. Это также учитывается неоклассическим контрактом.
Неоклассический контракт никогда точно не определяет реальные хозяйственные отношения. Ему отведена функция по установлению ориентиров и примерных рамок для упорядочения и развития хозяйственных отношений. В силу возникновения в процессе реализации контракта ряда обстоятельств и приспособления к ним сторон происходит корректировка условий сделки (реализация первоначального контракта стала невозможной).
Формальные положения неоклассического контракта дополняются доброжелательными отношениями и неформальными договоренностями между сторонами, поскольку отношения между ними являются продолжительными.
Неоклассический контракт еще называют трехсторонним управлением, поскольку он предполагает наличие и функционирование механизма урегулирования споров между экономическими агентами нейтральной третьей стороны — третейским судом. Третейский суд при возникновении разногласий между сторонами занимается интерпретацией и исправлением норм формальных контрактов.
Неоклассические контракты в Российской Федерации
В Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, существует институт третейских судей, который составляет основу заключения неоклассических контрактов. Российские третейские суды находятся вне системы государственной власти нашей страны, однако Гражданский кодекс РФ характеризует третейский суд как законный способ разрешения споров граждан и хозяйствующих субъектов.
В Российской Федерации деятельность третейских судов регулируется Федеральным законом об арбитраже № 382-ФЗ, который был принят 29 декабря 2015 года. Согласно его статьям, в России могут создаваться постоянно действующие третейские суды и третейские суды, которые образуются сторонами для решения конкретного спора.
В качестве создателей постоянно действующих третейских судов могут выступать торговые палаты, общественные объединения предпринимателей и потребителей, организаторы торговли и иные организации и их объединения. Для того, чтобы разрешить конкретный спор стороны принимают соглашение об образовании третейского суда и непосредственно реализуют его.
Соглашение сторон, согласно которому они передают спор на разрешение третейского суда, называется третейским соглашением. Считается, что заключившие его стороны добровольно передают третейскому суду право на разрешение спора и обязуются выполнять его решение. Третейский суд выносит решение в соответствии с условиями формального договора (неоклассического контракта) и с учетом обычаев делового оборота.
Оценка третейского судопроизводства в России
В Российской Федерации не так давно произошла реформа касательно использования экономическими агентами неоклассических контрактов. 1 сентября 2016 г. вступил в силу уже упомянутый Федеральный закон об арбитраже № 382-ФЗ. Эта дата стала, с одной стороны, началом реализации реформы в области третейского разбирательства, а с другой стороны, концом долго протекающей подготовки к ней, которая сопровождалась многочисленными дискуссиями и спорами.
Одним из главных нововведений стало то, что актом Правительства РФ теперь предоставляются права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческим организациям, только при которых могут быть созданы постоянно действующие третейские суды.
Данное решение принимается Правительством на основании рекомендации вновь созданного Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции. Этот Совет, включающий представителей бизнеса, ученых, юристов и адвокатов, призван содействовать созданию в Российской Федерации благоприятных условий для развития института независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства).
Из-за увеличения роли Правительства и министерского Совета противники реформы увидели в ней угрозу «огосударствления» третейского разбирательства. В то же время появление модераторов в лице государственных органов позволит предотвратить образование крупными компаниями третейских судов, чьи решения будут фактически предопределены. Третейское разбирательство станет более объективным, а выносимые по его итогу решения – более достоверными.
Таким образом, в Российской Федерации существует институт неоклассических контрактов и его обязательный элемент – третейское судопроизводство. Изменение, вносимые в эту сферу, говорят о стремлении продолжить ее совершенствование.