Особенности рыночных отношений
Между людьми во все времена действовали хозяйственные отношения, которые преобразовывались согласно новым потребностям общества. В настоящее время большинство национальных экономик строится на принципах рыночных отношений. Характерными чертами для них являются:
- Независимость и свобода действий экономических агентов.
- Многообразие форм собственности.
- Ограниченная роль государства.
- Ценообразование на соотношении предложения и спроса.
Свобода субъектов стимулирует развитие конкурентной борьбы. Вызвана еще и тем, что каждый из субъектов стремится к удовлетворению собственных потребностей. Конкуренция способствует росту экономических показателей, качественным изменениям в экономическом укладе, стимулирует научно-технический прогресс и скорость внедрения инноваций.
Рыночная модель отношений является наиболее адаптированной, гибкой, способной подстраиваться под изменяющиеся запросы общества.
Основными категориями рыночного механизма являются спрос и предложение. Благодаря балансу между ними на рынке происходит свободное ценообразование. Под предложением понимается вся совокупность благ, которая может быть реализована в текущий момент всеми производителями. Спрос подразумевает тот объем продукции и услуг, который готовы выкупить потребители по текущей рыночной цене.
Соотношение предложения и спроса влияют на уровень цен. Если цены растут, то предложение расширяется, а спрос уменьшается. Если наблюдается обратная тенденция, что предложение сжимается, а спрос растет.
Определяющим фактором для развития рынка является спрос. Он зависит от цен следующим образом. При росте цен объем спроса снижается, а при снижении, наоборот, увеличивается.
Сущность эффекта подражания
Современный этап развития общественных наук привел к тому, что многие процессы и явления в обществе стали рассматриваться на стыке нескольких научных знаний. Экономика все чаще пересекается социологией, политологией и их прикладными направлениями. Это связано с особенностями жизни человека. Каждый из нас живет в социуме, который прямо или опосредованно влияет на наше мировоззрение, поведение и совершаемый выбор.
Эффект подражания заключается в следовании правилам, нормам и тенденциям, наблюдаемым в группе. По сути, это процесс социализации. Например, если в какой-либо группе людей принято носить форму, то индивид с большой долей вероятности тоже будет в ней ходить. Кроме того, форма будет показывать принадлежность человека к определенной социальной группе.
Как правило, эффект подражания возникает у людей неуверенных в себе и в собственном выборе. Они придерживаются мнения людей, по их мнению, похожих на них самих. Помимо хозяйственной составляющей, подражание объединяет людей, позволяет новичкам адаптироваться в определенной социальной группе.
Подражание схоже с конформизмом. Главное различие заключается в том, подражание происходит на добровольной основе, а конформизм использует принуждение. Эффект подражания строится на принципе «мы и они». Когда индивид следует поведению большинства, тем самым он идентифицирует свою принадлежность к их группе. Это объединение происходит с изначально чужими людьми, но со временем обретается согласованность действий и их единая направленность.
Данный эффект включает в себя две психологических составляющих:
- Сопричастность индивида к общему делу.
- Ощущение невидимой поддержки от большинства.
При этом индивид может причислять себя к определенной группе по принципу реального совпадения интересов, уровня доходов, образа жизни, либо он может считать, что соответствует определенной социальной прослойке. Сопричастность влияет на индивидуальную ответственность за групповой результат.
Поддержка может быть не только прямой. На основе сопричастности покупатель уверен, что он не один приобрел товар или услугу, не он один столкнулся с преимуществами и недостатками своего приобретения. Эффект подражания активно используется производителями для расширения сбыта, получения сверхдохода, когда создается ажиотаж спроса на конкретный продукт или услуг. Человек руководствуется принципом «чем я хуже остальных».
Причины эффекта подражания
К причинам формирования эффекта подражания относят следующие тенденции в обществе:
- Последние тенденции моды в различных сферах массового производства.
- Положительные рекомендации друзей, знакомых и родственников. Позитивный опыт близкого окружения оказывает воздействие при совершении выбора в пользу определенного производителя.
- Эффект распространения, если продукт является частью более сложной системы, например, мобильной сети обслуживания.
- Возникает при использовании сложных технических устройств, требующих дополнительного высококвалифицированного обслуживания.
Эффект подражания графически выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Эффект подражания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке видно, как изменяется объем спроса при следовании мнению большинства. Видно смещение спроса, увеличение его объема вследствие следования модным тенденциям, рекомендациям, желания соответствовать определенному социальному кругу.
Эффект подражания может обретать специфические формы. Например, индивид следует выбору одной группы, который полностью противоположен выбору другой. Тогда этот индивид становится против группы с другими интересами. Ярким примером такого подражания является противостояние пользователей смартфонов производства «Эпл» и «Самсунг». Производители часто пользуются этой психологической особенностью для расширения собственных рынков сбыта, в рекламных и маркетинговых кампаниях.
Такое явление называется групповым фаворитизмом. Здесь индивид руководствует не схожестью общих человеческих, психологических и социальных качеств, а стремится присоединиться к той группе, которая вызывает наибольшую эмпатию. В таких группах успех объясняется внутренним потенциалом, а неуспех – негативным воздействием внешних факторов.