Теория монетаризма и ее сущность
Современная экономическая теория не является чем-то однородным и монолитным. Она представляет собой комплекс научных теорий, объединенных единым предметом изучения. Одной из составляющих экономической теории является теория монетаризма.
Монетаризмом называют макроэкономическую теорию, которая гласит, что количество денег, находящихся в обращении, является решающим фактором экономического развития общества.
Эта теория представляет собой одно из ведущих направлений экономического неоклассицизма. Она окончательно сформировалась к началу 50-х годов ХХ века в виде ряда эмпирических исследований в сфере денежного обращения. Основоположниками данной макроэкономической теории являются такие ученые, как Милтон Фридман и Карл Бруннер. Первый из них разработал теоретические основы нового учения, а второй предложил называние сформулированной теории.
Основными положениями теории монетаризма являются:
- роль государства в качестве регулятора экономики должна ограничиваться контролем над денежным обращением;
- ввиду того, что рыночная экономика является саморегулирующейся системой, избыточное присутствие государства в экономике может привести к диспропорциям и другим отрицательным последствиям;
- государственное регулирование должно быть снижено до минимума (в том числе налоговое и бюджетное регулирование);
- объем денежной массы оказывает влияние на размеры потребительских расходов;
- чем больше масса денег, тем выше объемы производства;
- полная загрузка мощностей может привести к росту цен и инфляции;
- для подавления инфляции необходимо использовать любые средства, в том числе и сокращение социальных программ;
- рост денежной массы должен отражать уровень ожидаемой инфляции и темпы прироста внутреннего валового продукта;
- главным регулятором считается денежная эмиссия;
- денежная политика должна основываться на долгосрочной основе.
Монетаристы считают, что деньги – главная сфера, которая определяет движение и развитие экономики. Государство должно ограничить свое влияние на экономику только контролем над денежным обращением.
Сущность денежной школы
Основой теории монетаризма послужило течение в макроэкономической теории под названием «денежная школа» (или «валютная школа»).
Денежная школа – это макроэкономическая теория, которая считает, что эмиссия бумажных денег банками должна иметь ограниченный, централизованный и обеспеченный характер.
Представители данной школы отстаивали точку зрения, что изначально кризисы явились результатом неумелого руководства эмиссией со стороны Банка Великобритании. Они предлагали провести реформы с целью приведения эмиссионной политики данного банка в определенные рамки. Результатом деятельности представителей денежной школы стало принятие в 1844 году Банковского акта. Согласно данному документу была ограничена эмиссионная деятельность частных банков. Значительная часть эмиссионных полномочий была передана Банку Великобритании.
В результате принятия выше упомянутого акта было запрещено образование новых частных эмиссионных банков. Сам центральный банк страны разделил свою деятельность на две части – эмиссионную и банковскую. Выпуск новых банкнот был ограничен возможностью их обеспечения металлическими резервами в виде золотых монет или золотых слитков.
Помимо этого был сформирован базис для стандарта новой эмиссионной политики. выпуск новых денег был полностью обеспечен золотыми резервами центрального банка. В последствии британскую эмиссионную систему внедрили во многих странах мира. Она стала образцом для новообразованных центральных банков других государств.
Представители денежной школы: Сэмюэль Джонс Лойд, Джон Рамсей Мак-Куллох, Роберт Торренс, Джордж Уорд Норман.
Сторонники денежной школы
Среди сторонников и представителей денежной школы можно назвать таких выдающихся экономистов, как:
- А. Маршалл;
- Ф. Эджуорт;
- А. Питу;
- С. Дж. Лойд;
- Дж. Р. Мак-Куллох;
- Р. Торренс;
- Дж. Норман.
Считают что наибольший вклад в развитии теории денежной школы внес А. Маршалл. Его учение объединяет теорию предельной полезности с теорией предельной производительности (теория общественных издержек). В результате ему удалось сформировать свою неоклассическую теорию и создать общую теорию сопоставления результатов производства с понесенными затратами.
Многие сторонники денежной школы (например, Р. Торренс, Оверстоун) считали главным источником финансовой нестабильности денежное обращение. Они опасались усиления кредитной экспансии из-за расширения разнообразия системы кредитных инструментов, которые обслуживают хозяйственный оборот. Поэтому они считали, что необходим жесткий контроль над запасами металлических денег и выпуском бумажных банкнот. Они предлагали ограничить прирост денежной массы максимум 5 %.
Одним из выдающихся оппонентов денежной школы был экономист Винер. Он отметил следующие противоречия ХІХ века, которые не были решены сторонниками денежной школы:
- представители денежной школы отрицают или значительно приуменьшают важность банковского кредита не в валютных формах;
- они утверждали, что управлять депозитами можно так же, как и эмиссией денег;
- они следовали простому автоматическому правилу и не пытались разработать подобное для управления кредитными операциями;
- денежная школа выступала против вмешательства государства и управления банковской сферой на законодательном уровне.
Основными оппонентами денежной школы стали представители банковской школы. Они пытались объяснить свою точку зрения с позиций, что денежное обращение вторично. А кредит, по их мнению, является лишь инструментом, который обслуживает экономический оборот.
Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время нет возможности отдать предпочтение той или иной школе. Обе системы (школы) разрабатывали свои теории для обеспечения контроля экономических колебаний на уровне кредитов.