Человеческий капитал - это способность человека к труду, которая приносит ему доход и определяется интеллектом, знаниями, умениями, навыками, здоровьем и качеством жизни.
Сущность человеческого капитала
Теория человеческого капитала сформировалась на рубеже 1950-х — 1960-х годов. Человеческий капитал – это характеристика качества населения, его формирование связано с инвестициями в повышение качества общества, интеллектуальную деятельность (воспитание и образование, знания и здоровье) предпринимательские способности и информационный климат, экономическую культуру и свободу, а также в искусство и культуру. Человеческий капитал формируется за счет притока из прочих государств и убывает в случае его оттока, что характерно в настоящее время для России.
Вклад человеческого капитала в повышение производительности труда в любом виде деятельности проявляется в следующем: образованный профессионал определяет эффективность и производительность труда, а его знания и квалификация играют существенную роль для эффективности работы.
Не следует отождествлять понятие человеческого капитала с термином "человеческое развитие". Человеческое развитие является более узким понятием, чем человеческий капитал, и поглощает человеческий потенциал как одну из своих составляющих.
Человеческий капитал в постиндустриальном обществе
Накопленный человеческий капитал – это главный фактор развития, основная часть экономического фундамента знаний и постиндустриального общества. Формирование интеллектуальных ресурсов становится результатом научной деятельности, далее происходит их накопление и тиражирование через сферу образования, а затем осуществляется их распространение среди потребителей посредством различных информационных систем. Главные признаки постиндустриального общества:
- радикальное форсирование научно-технического прогресса;
- сокращение значимости сферы материального производства с одновременным развитием сферы услуг;
- изменение характера и мотивов человеческой деятельности.
Важнейшие составляющие постиндустриальной трансформации нашли свое выражение в современной научно-технической революции. Технологический прогресс открывает для нематериального производства новые возможности, что в результате повышает уровень жизни населения постиндустриального общества. С развитием производства растут потребности в постоянном повышении квалификации персонала, что делает образование важнейшим фактором, обеспечивающим личности социальный статус. Человеку, которому нет необходимости постоянно искать средства для существования, важно удовлетворить собственные потребности высшего уровня, что приводит к возникновению новых ценностных ориентиров творческой направленности. Творчество, становясь наиболее распространенным видом деятельности, выступает главным нематериальным элементом постиндустриальной трансформации. Несмотря на существование творчества в той или иной форме в разные эпохи, как решающий элемент хозяйства оно стало проявляться лишь в постиндустриальную эпоху.
Еще одним важнейшим аспектом постиндустриализма являются новые стимулы и мотивы деятельности человека. Основа новейшей мотивационной системы связана с возрастающим уровнем образованности. Сегодня именно образовательный уровень становится критерием отнесения человека к элите постиндустриальной экономики. На первый план в системе капиталовложений выходят инвестиции в человека, а уровень образования выступает в роли наиважнейшего фактора, определяющего статус и размер оплаты труда работника. Стремление к получению наилучшего образования, рост внимания к здоровью, культуре и жилищным условиям, к собственной мобильности становится причиной резкого роста инвестиций в такие области.
К числу показателей, характеризующих уровень образования в стране, относятся:
- доля затрат на образование в сумме валового внутреннего продукта страны;
- удельный вес лиц, имеющих среднее и высшее образование;
- число студентов на 10 000 населения;
- степень грамотности взрослого населения.
Однако сегодня важны не только количественные показатели, но и качество и востребованность образования в стране.
Национальный человеческий капитал России
Национальный человеческий капитал представляет собой интеллектуальный или человеческий капитал той или иной страны, который является составным элементом ее национального богатства. Во многих развитых странах человеческий капитал составляет более половины накопленного национального богатства. Удельный вес человеческого капитала существенно зависит от стоимости природных ресурсов конкретной страны. Так, Россия имеет сравнительно большую стоимость природных ресурсов.
Всемирный банк подсчитал, что национальный человеческий капитал во всем мире составляет более 60% национального богатства стран. Так, доля национального человеческого капитала в США и Китае составляет 77% национального богатства, в Бразилии — 74%, в России — 50%. Страны Европейского союза, США, Канада и Япония обладают около 60% мирового человеческого капитала, несмотря на то, что в этих странах проживает менее 15% населения планеты. Россия, с численностью населения около 2% мирового населения, обладает 8% общемирового человеческого капитала.
Таким образом, национальный человеческий капитал в России меньше, чем в развитых странах мира. Среди главных причин отставания инновационной и научно-технической деятельности в России можно назвать недостаточное качество человеческого капитала и неблагоприятные условия для инновационной деятельности. Следует отметить снижение стоимости национального человеческого капитала России в последние 30 лет по причине низких инвестиций в его развитие. Снижается качество каждой составляющей человеческого капитала России: науки и образования, медицины, а также безопасности бизнеса и граждан. Следовательно, построение инновационной экономики требует надёжного фундамента в форме высокого человеческого капитала.