Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование в рыночной экономике

Сущность ценообразования

Определение 1

Ценообразование – это процесс установления цены на блага, готовые к реализации.

Оно может быть рыночным и централизованным. Централизованное ценообразование характерно для командно-административных систем хозяйствования, где создание, распределение, сбыт и потребление находятся под контролем государства. То есть, государственная власть определяет объем выпуска и уровень цен на каждую группу товаров. Рыночная экономика приходит состояние баланса через уравновешивание спроса и предложения. Цена становится отправной точкой равновесия. Равновесная цена демонстрирует положение рынка, при котором весь объем выпуска обеспечен платежеспособным спросом.

Под ценой понимается денежная сумма, которую уплачивает покупатель производителю. Цена является основной характеристикой или информацией в рыночной экономике. Чаще всего, цена определяется объемом затрат, который понес производитель на этапе создания благ и при организации сбыта. Она отражает интересы всех сторон сделки. Производитель покрывает свои расходы плюс получает прибыль, покупатель соотносит расходы с полезностью от приобретаемого блага. Ценообразование является одним из факторов рыночной экономики. Он требует сложной маркетинговой подготовки и реализации. Связано это с тем, что цена не статична, она в каждый момент времени реагирует на рынок, потому что подвержена колебанию.

Замечание 1

Цена не всегда зависит только от экономических факторов. На нее могут влиять политические, социальные факторы и даже психологические ожидания. Устанавливая оптимальную цену, производитель обеспечивает рентабельность производства, привлекает покупателя, а также обеспечивает присутствие товара на рынке.

Особенности рыночной экономики

Рыночная модель хозяйствования пришла на смену централизованным моделям. Отличительными особенностями рыночной экономики называют:

  1. Свободное предпринимательство и ценообразование.
  2. Разнообразие форм собственности.
  3. Ограничение вмешательства государства.

Свободное предпринимательство выражается в том, что каждый производитель самостоятельно определяет, что, когда и для кого производить. Кроме того, он имеет право устанавливать цену на готовую продукцию вне зависимости от цен, которые устанавливают его конкуренты. Свобода предпринимателей порождает конкуренцию или соперничество между экономическими агентами за доступ к факторам производства, либо к рынкам сбыта.

«Ценообразование в рыночной экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конкурентная борьба положительным образом сказывается на экономическом развитии, росте, а также на научно-техническом прогрессе. Удержание стабильного положения на рынке поддерживается за счет инновационной деятельности.

Определяющими факторами рыночной экономики являются предложение и спрос. Предложение создается предприятиями, которые стремятся максимизировать доход. Спрос является определяющим фактором в рыночной экономике, так как производство невостребованной продукции приведет к тому, что предприятие разорится. Поэтому предприниматели всегда ориентированы на потребности покупателей. Основная цель покупателя – получить максимальную пользу от покупки. Покупатели, как и продавцы, могут конкурировать друг с другом за доступ к товарам или услугам. При этом возникают особые формы несовершенной конкуренции.

Рыночная экономика считается наиболее гибкой системой хозяйствования, способной адаптироваться под требования общества. Несмотря на то, что государственное вмешательство в экономику резко ограничено, могут возникнуть ситуации, при которых оно становится необходимым. Рынок не всегда способен к уравновешиванию спроса и предложения. Такие ситуации называют провалами рынка. В этом случае государственное вмешательство эффективно. Так же органы власти, выполняя свою социальную функцию, имеют право устанавливать цены на ряд жизненно значимых товаров и услуг.

Ценообразование в рыночной экономике

Цена долгое время являлась ключевым инструментом конкурентной борьбы. Она оказывала непосредственное влияние на производственный процесс. Сегодня на первый план вышли неценовые методы конкурентной борьбы, а сама цена стала сложным механизмом получения прибыли с учетом множества факторов. Предприятиям важно установить такую цену, которая будет адекватна внешним и внутренним условиям.

Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

  • Учетная.
  • Стимулирующая.
  • Распределительная.
  • Сбалансирование предложения и спроса.
  • Критерий рационального размещения производства.
  • Информационная.

Учетная функция выражается в отражении затрат, которые необходимы для получения коммерческого результата. Стимулирующая функция позволяет поощрять рост качества и совершенствования ассортимента. Распределительная функция заключается в перераспределении созданной стоимости. Сбалансированность спроса и предложения устанавливает связь между потреблением и производством. Рациональность размещения демонстрирует перемещение капитала из одной отрасли экономики в другую. Информационная функция цен заключается в определении ценового коридора, в пределах которого производители свободны устанавливать свою цену реализации. При более высоких и более низких ценах спрос будет неэффективным.

В рыночной экономике цена напрямую зависит от соотношения предложения и спроса. Государство лишь устанавливает общие правила ценообразования, законодательно закрепляет общие к нему подходы. Государственное регулирование возможно для монопольных предприятий. Так же органами власти контролируется работа олигополии, ограничивается их стремление к монополизации рынка.

Цены в рыночной экономике должны быть научно обоснованными, целевыми. Процесс ценообразования является непрерывным. Он обеспечивает единство процесса создания цен и их контроля.

Замечание 2

Таким образом, в рыночной экономике механизм ценообразования напрямую зависит от соотношения предложения и спроса, а государство является внешним регулятором, который удерживает уровень инфляции, ограничивает рыночную власть отдельных предприятий.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot