Особенности транспортной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура – это часть общей инфраструктуры, которая состоит из предприятий, выполняющих перевозки, а также обслуживающих их.
Многие специалисты под транспортной инфраструктурой понимают совокупность субъектов хозяйствования, коммуникаций, услуг и иных видов деятельности, связанных с перевозками. Они рассматривают инфраструктуру и транспортную систему, как единое целое. Другие эксперты придерживаются мнения, что инфраструктура – это отрасли, которые создают условия для осуществления перевозок.
Транспорт развивался под влиянием потребностей общества. Расширение границ и районов проживания ставили перед человечеством задачи по преодолению расстояний. Сегодня транспортная инфраструктура обеспечивает перемещение людей и грузов на любые расстояния по морю, суше, воде и воздуху. Люди перемещаются внутри населенных пунктов, ежедневно преодолевая расстояния до работы и обратно. Дороги стали одним из факторов урбанизации. Транспортная инфраструктура обычно учитывает рельеф, что обеспечивает сохранность экологии.
Инфраструктура сыграла важную роль в создании городов. Размещение населенных пунктов зависело от расположения дорог. Они обеспечивали доставку продовольствия, защиту от нападения и так далее.
Одним из важных этапов в экономическом развитии мирового сообщества стало создание железнодорожного транспорта и путей сообщения. Это способствовало увеличению площади городов, так как вокруг них стали прокладываться пути, создаваться железнодорожные ветки. Следующим витком стало создание автомобильного транспорта, который привел к загрязнению атмосферы и городов.
Таким образом, инфраструктура является частью транспортной системы, которая обеспечивает перемещение людей и грузов на любые расстояния.
Транспортная инфраструктура РФ
Российская территория самая большая в мире, поэтому развитие транспорта стало необходимостью практическим с самого момента основания государства. Сегодня транспортная система страны характеризуется инфраструктурой, которая состоит из:
- Более 87 тысяч километров железных дорог.
- Более 745 тысяч километров автомобильных дорог.
- Свыше 600 тысяч километров воздушных линий.
- Более 70 тысяч километров трубопроводов.
- Более 115 тысяч километров речных путей.
В транспортной отрасли занято около 4 миллионов человек, что составляет 5% трудоспособного населения страны. Особое значение для России играет железнодорожный транспорт, соединивший самые отдаленные регионы. Сырьевая направленность национальной экономики потребовала строительства трубопроводов. Из-за особенностей природно-климатических условий морской и речной транспорт не столь эффективны, так как навигационный период сокращен. Сложность использования автомобильного транспорта связана с качеством дорог. Чаще всего, он применяется для перевозок на средние расстояния внутри регионов.
Пассажирские перевозки осуществляются самолетами, поездами и метро. С 2000 года количество пассажиров воздушного транспорта возросло в три раза, а число пассажиров железнодорожного транспорта уменьшилось. Для междугородних перевозок часто используется автобусный и автомобильный транспорт.
Инфраструктура характеризуется низким уровнем технического оснащения. Большая часть подвижного состава изношена, что влияет на безопасность при его эксплуатации. Инвестиции на модернизацию являются недостаточными. До сих пор существуют районы, в которых люди оторваны от цивилизации от нескольких месяцев до полугода.
На территории страны формируется два типа транспортных узлов – федерального и регионального уровня. Первые соединяют крупные экономические районы, а вторые связывают между собой населенные пункты одного или нескольких субъектов РФ.
Цели развития транспортной инфраструктуры РФ в долгосрочной перспективе
В ноябре 2008 года было принято распоряжение, в соответствии с которым, началась реализация плана развития транспортной инфраструктуры РФ до 2030 года. Приоритетами стратегии развития стали:
- Формирование единого пространства России.
- Доступность транспортных услуг.
- Справедливая конкуренция.
- Качество транспортных услуг для населения в соответствии с действующими социальными стандартами.
- Интеграция в международную транспортную сеть.
- Обеспечение безопасности транспорта.
- Поддержание приемлемого уровня загрязнения.
- Информационное обеспечение.
Первый этап предполагал программу реализации до 2015 года. В этот период проводилась модернизация транспортной сети, а также проводились мероприятия по устранению «узких мест». Проводились мероприятия в рамках пяти программ, направленных на модернизацию речного, железнодорожного, автомобильного транспорта и гражданской авиации. На этапе с 2016 по 2030 год началась реализация мер по внедрении инноваций в работу транспортной инфраструктуры. Сейчас действуют федеральные целевые программы развития.
Финансирование стратегии осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Чтобы российская транспортная система стала конкурентоспособной и смогла интегрироваться в мировое пространство, необходимы:
- Развитие нормативно-правовой базы.
- Формирование высокопроизводительной инфраструктуры.
- Внедрение передовых технологий.
- Гибкое государственное регулирование.
- Реализация надзора и контроля.
Сегодня планируется строительство железных дорог вокруг Омска, Иркутска, Новосибирска. Так же планируется реконструкция автомобильных дорог федерального значения. Еще одним направлением является развитие речных портов. На Севере основная задача – ускорение перевозок. На Юге – повышение пропускной способности транспортных сетей.
Планируется, что к 2030 году транспортная инфраструктура России станет системообразующим фактором национального хозяйства.