Общее понятие экономических отношений
Под экономическими отношениями понимается вся совокупность связей, возникающих между экономическими агентами всех этапов воспроизводственного процесса, который включает в себя создание, распределение, сбыт и конечное потребление хозяйственных благ.
Хозяйственные связи между людьми развиваются на протяжении всей истории существования человека. К главным событиям, повлиявшим на их становление, относят:
- Возникновение общинного хозяйства.
- Разделение труда и формирование натурального обмена.
- Появление частной собственности и соответствующих отношений.
- Великие географические открытия, способствовавшие развитию инфраструктуры и международной торговли.
- Промышленная революция, ставшая основой для структурного изменения всей системы хозяйствования мира.
Экономические отношения охватывают все существующие субъекты. Домашние хозяйства взаимодействуют друг с другом, с работодателями, продавцами, государством. На предприятиях формируется внутренняя и внешняя среда, в каждой из которых складываются свои особенные хозяйственные связи. Национальный уровень отношений охватывает все субъекты, объекты и подсистемы, ограниченные территориальными границами. Мировая и международная экономика рассматривает всю совокупность экономических агентов, как участников единого пространства с учетом их личных интересов.
Большинство современных экономик придерживается рыночной модели отношений, для которой характерны свобода субъектов, их стремление к индивидуальной выгоде и независимость функционирования. Здесь господствует конкурентная борьба, стимулирующая научно-технический прогресс, а значит, экономический рост и развитие. Рыночная модель отношений показала себя, как наиболее гибкая. Она может адаптироваться под любые потребности современного общества.
Принципы регулирования экономических отношений на государственном уровне
Большинство современных экономических систем действует на принципах рыночных отношений, где влияние государства сильно ограничено. У государственного аппарата управления есть определенное количество инструментов, с помощью которых он может воздействовать на определенные события или явления в экономике. Государственное регулирование сводится к следующими методам воздействия:
- Прямое или административное влияние оказывается через систему оперативного управления процессами экономики. Правительство может путем прямых ограничений способствовать увеличению или уменьшению объемов производства, изменению ставки рефинансирования и так алее. Как правило, такое воздействие осуществляется за счет законодательных мер.
- Косвенное или экономическое влияние происходит в рамках налоговой и таможенной политики, а также макроэкономического планирования и прогнозирования. Государством из средств бюджета могут выделяться целевые денежные средства для решения конкретных социальных задач и так далее.
Государственный уровень воздействия на экономику осуществляется через конституционное право, которое придерживается норм справедливости. Рыночные отношения предполагают деление общества по доходам и уровню благосостояния. Принимая законы в налоговой или социальной политике, государственному аппарату управления необходимо соблюдать принцип справедливости для поддержания баланса и спокойствия в обществе.
В правовом государстве регулирование экономических отношений со стороны органов государственного управления ограничено. Кроме того, они не имеют права для осуществления коммерческой деятельности. То есть, полностью исключается злоупотребление властью для достижения собственной выгоды.
Еще один важный принцип – это народовластие. Именно народ должен определять каким образом ему жить, кто будет решать текущие вопросы и отвечать за стратегическое развитие страны. Все эти задачи решаются в рамках демократического строя. Важно так же соблюдать свободу личности и права гражданина. Каждый человек, являющийся подданным конкретного государства, обладает определенным набором прав.
Принципы регулирования экономических отношений
Для того, чтобы эффективно вмешиваться в экономические процессы в случае наступления кризисных ситуации, либо возникновения дисбаланса, необходимо придерживаться следующих принципов:
- Признание различных форм собственности, их права на существование и функционирование.
- Создание условий для свободной экономической деятельности.
- Выбор потребителя независим.
- Поддержание справедливой конкуренции.
- Свобода предпринимательства.
- Единое экономическое пространство, обеспечивающее единые правила сбыта для всех субъектов.
Федеративное устройство России, например, требует от законодательства использования одинаковых принципов и мер для всех ее регионов. В том числе, подразумевается справедливое, равное распределение доходов федерального бюджета.
Для поддержания социальных свобод и прав человека необходимо обеспечить соответствующий уровень благосостояния, который должен учитываться в рамках экономической политики. Получение и перераспределение национального дохода в таком государстве осуществляется на принципах равенства интересов всех слоев населения. Так же осуществляется поддержка малозащищенных категорий граждан. Кроме того, обеспечение статуса социально ориентированного государства достигается за счет целевых программ, создание условий для функционирования социально значимых, но не прибыльных отраслей народного хозяйства. Социальные услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры являются важными, и требуют особого внимания со стороны аппарата управления. В современном мире темпы экономического развития и роста во многом зависят от уровня квалификации граждан, а также их благосостояния.
Меры антимонопольной политики должны обеспечивать здоровую конкуренцию, формировать возможность доступа к природным ресурсам и благам всем гражданам вне зависимости от уровня их доходов.