Особенности регулирования земельных отношений
В современной экономике большое значение имеют вопросы и проблемные моменты механизма экономического регулирования отношений, связанных с землёй.
Экономические государственные интересы, интерес землевладельцев и пользователей земли реализуется в процессе регулирования земельных отношений, которое осуществляется государством и рынком.
Регулирование земельных отношений с помощью государства способно создать организационную правовую основу, с помощью участия и ответственности участников земельного права.
Регулирование с помощью рынка проводится на основе комбинации и взаимодействия спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, результаты труда и средства производства.
Рыночное регулирование не всегда может охватить всю систему земельных отношений, поскольку продовольственная территориальная безопасность государства требует вмешательств, которые имеют отношение к экономической целесообразности.
Экономическое регулирование земельных отношений включает систему мер специального хозяйственного воздействия, которые направлены на:
- Проведение и реализацию земельной государственной политики,
- Процесс обеспечения прав владельцев и пользователей земли,
- установку социальной справедливости в сфере земельных платежей,
- экономическая поддержка эффективного и рационального использования земли,
- внедрение санкции по нерациональному использованию земельных ресурсов и участие в ухудшении экологической обстановки и состояния участков земли,
- защиту земли сельскохозяйственного назначения от порчи, захвата, снижения плодородия почвы.
Механизмы регулирования земельных отношений
Система экономических инструментов, позволяющих регулировать земельные отношения, включает в себя:
- земельные налоги,
- арендная плата за землю,
- цена земли, устанавливаемая рынком,
- залоговая цена земельного участка,
- платежи за землю при изъятии,
- компенсации в процессе консервации земли,
- платежи по повышению качества земли,
- штрафные санкции по экологическому ущербу,
- налоги по гражданскому земельному обороту,
- плата за право пользования землей и др.
Экономическое регулирование земельных отношений и его инструменты должны отвечать некоторым требованиям:
- Допускать и способствовать относительно равным стартовым возможностям в сфере осуществления воспроизводственного процесса для всех участников земельных отношений,
- объективные и субъективные факторы процесса и их разграничение,
- применение механизма земельной ренты в качестве базы при формировании системы экономических регуляторов, воздействие рентных регуляторов с другими экономическими инструментами (цены, ссудный процент, подоходный налог),
- равные права различных социальных групп общества при реализации земельных прав собственности и соответствующих типов землепользования,
- стимулирование рациональной специализации и размещения сельскохозяйственных организаций и производств,
- усиление экологической защиты земельных угодий.
Земельная рента
Основной инструмент экономического регулирования земельных отношений представляет собой механизм оплаты за землю. С помощью этого механизма государство может учитывать интересы владельцев и пользователей земли, побуждая их наращивать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении.
Плата за землю представляет собой особый вид издержек, который позволяет иметь доход в виде ренты.
Рента представляет собой устойчивый доход, который напрямую связан с деятельностью предпринимателя.
Выделяют несколько видов ренты, включая государственную, банковскую, связанную с займами, в соответствии с которой выплачиваются рентные доходы в виде процентов.
Земельная рента обладает другой природой. Так, земельный собственник может осуществлять хозяйство самостоятельно, но также может передать право использования земли в аренду предпринимателям. По условию арендного договора предприниматель может временно получить права хозяйства на этом участке, за что обязан выплатить землевладельцу арендную плату. Данная монополия характеризует превращение части прибыли арендатора в земельную ренту.
Предприниматели рассчитывают на получение не только средней прибыли, но и добавочного дохода, выплачиваемого впоследствии собственнику земли в виде земельной ренты. Таким образом, земельная рента представляет собой форму экономической реализации собственности на земельные участки. В составе ренты принято выделять дифференциальную, абсолютную, а также монопольную ренту.
Понятие дифференциальной ренты возникло на основе монополии на землю в качестве объекта хозяйствования. Каждый предприниматель может получить в свое распоряжение определенный участок, ограниченный по размерам. По качеству данные участки отличаются и при равных затратах обеспечат получение разного количества дохода и прибыли.
При увеличении спроса на продукцию сельского хозяйства в хозяйственный оборот вовлечены худшие участки земли, с которых можно получить обычную прибыль, а на средних и лучших участках можно получить более высокую сумму дополнительной прибыли, которая впоследствии превращается в дифференциальную ренту.
Возникновение абсолютной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю.
Источником образования этого вида ренты является превышение прибавочной стоимости над средней прибылью, образующейся в сельском хозяйстве по причине конкуренции между отраслями, более низкого ограниченного состава капитала, трудности перелива капитала из промышленных отраслей в отрасли сельского хозяйства. Также это происходит по причине приравнивания нормы прибыли по капиталу сельскохозяйственных производителей и общей нормы прибыли.
Разница, которая получается между стоимостью и ценой производства, представляют собой добавочную прибыль, которую необходимо передать в форме абсолютной ренты собственникам земли или государству. Получение абсолютной ренты возможно с любых участков, вне зависимости от их нахождения, качества и производительности.